АВТОПОХОД ВЫХОДНОГО ДНЯ: Азов-гора
Возрождаем серию «Автопоход выходного дня», в которой рассказывается о поездках, планируемых (чаще всего) буквально накануне и занимающих (за редким исключением) всего несколько часов. То есть «заняться завтра нечем, так давай куда-нибудь съездим». И в этот раз едем на гору Азов, что всего в 70 км от Екатеринбурга, за городом Полевским.
Об этом месте мы давно уже читали в книжке Николая Рундквиста «33 маршрута выходного дня со стартом из Екатеринбурга». Но ближние поездки часто оказываются самыми «откладываемыми»: у тебя есть целый день, его хочется использовать по полной, и ты едешь куда-нибудь дальше. А короткий маршрут оставляешь на когда-нибудь потом. Так выходило и с Азов-горою. Но в один прекрасный — солнечный и теплый — свободный февральский выходной я предложил съездить именно туда. И мы об этом не пожалели.
Гору Азов прославил наш уральский писатель Павел Петрович Бажов в своем сказе «Дорогое имечко». Дескать, в недрах горы есть «пещера огромадная. И все хорошо облажено. Пол, напримерно, гладкий-прегладкий, из самого лучшего мрамору, а посредине ключ, и вода как слеза. А кругом золотые штабеля понаторканы, как вот на площади дрова, и тут же, не менее угольной кучи, крезелитов насыпано»*.
* здесь и далее цитируется по изданию Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. Избранные сказы. М., "Худож. лит.", 1980
Золото и «крезелиты» (хризолит — полудрагоценный камень, называемый также «вечерним изумрудом») здесь спрятали от русских переселенцев «стары люди» — коренные жители Урала. «И как-то устроено, что светло в пещере. И лежит в той пещере умерший человек, а рядом девица неописанной красоты сидит и не утихаючи плачет, а совсем не старится. Как был ей восемнадцатый годок в доходе, так и остался». Умерший человек — русский казак «из соликамских», предупредивший «старых людей» о возможных на них набегах своих жадных соотечественников и научивший их спрятать сокровища. А девица — влюбленная в него дочь местного вождя. И только она может открыть вход в Азов-гору. И только тому, кто подойдет к горе и громко назовет ее «дорогое имечко».
«Охотников в ту пещеру пробраться много было. Всяко старались. Штольни били — не вышло толку. Даже диомит, слышь-ко, не берет. Хотели обманом богатство добыть. Придут это к горе, да и кричат слова разные, как почуднее. Думают, не угадаю ли, дескать, дорогое имечко, которое само пещеру откроет. Известно, дураки. Сами потом как без ума станут. Болбочут, а что — разобрать нельзя. Имена, слышь-ко, все выдумывают».
Мы на сокровища не претендовали. Хотелось просто прокатиться, прогуляться, и посмотреть на мир с высоты птичьего полета. Выехали из Екатеринбурга по Полевскому тракту, который привел нас, ясное дело, к городу Полевскому. Пересекли его северную часть, придерживаясь все время главной дороги и ориентируясь на указатели «Челябинск». Проехали мимо гигантского Северского трубного завода и ушли вправо по указателю «Зюзельский». Через несколько километров — развилка. Направо — въезд в поселок Зюзельский, прямо — дорога на Большую Лавровку. Следуем прямо и ровно через три километра видим припаркованные вдоль дороги автомобили да уходящую в сторону тропу, обозначенную большим плакатом с картой местности и портретом Бажова.
Тропа ведет вверх сквозь волшебно-прозрачный в этот солнечный день березовый лес, слегка разбавленный золотистыми соснами. Скоро в просветах между стволами вырастают фактурные скалы. Мы выходим на широкий «карниз», с которого открывается прекрасный вид на Полевской и лесные уральские дали. Но можно забраться и выше — на двуглавую каменную вершину Азова. Это не сложно, но вот спускаться потом, честно говоря, страшновато: ход меж камней кажется сверху почти что отвесным, и хорошо, что можно хвататься за ветки растущих по его сторонам деревьев.
Возвращаемся к автомобилю, обдышавшиеся кислородом и слегка утомленные ходьбою. Пьем чай из термоса и едем обратно. День получился отличным: погода и воздух, березы и сосны, виды с Азова — все сложилось в одну замечательную картинку и осталось приятным воспоминанием. А дома я нашел на полке свою старую книжку с бажовскими сказами и перечитал «Дорогое имечко». Если поедем на Азов-гору снова, то может... впрочем, пожалуй, не надо. Я ведь и без крезелитов вполне себе счастлив. :)
PS Еще фотографии ЗДЕСЬ