АВТОПОХОД ВЫХОДНОГО ДНЯ:
|
О расположенном в Курганской области Далматовском монастыре мы узнали в краеведческом музее... в Челябинске. Монастырь, основанный еще в середине XVII века! — и вот в один из свободных летних выходных мы завели мотор и поехали в Далматово. Выезжаем из Екатеринбурга по Сибирскому тракту, а потом на развилке «Тюмень – Курган» уходим на Курган. Километров через 90 — Каменск-Уральский, который с относительно недавних пор трасса огибает стороною. Вскоре после Каменска Свердловская область заканчивается и начинается область Курганская. Едем, смотрим на указатели. Вот и Далматово — до него от границы Екатеринбурга оказывается всего 166 километров. А до Кургана отсюда — еще километров 190 – 200. Далматово — городок небольшой: население всего 14 тысяч человек. Расположен на берегу той же реки, что и Екатеринбург — это Исеть, приток Тобола. Вырос он из слободы вокруг монастыря (1644 год), в 1781 году стал уездным городом под названием Далматов, в 1797 в связи с укрупнением уездов снова стал селом (Далматово). А в 1947 село опять приобрело статус города, сохранив «сельское», оканчивающееся на «о», имя. Монастырь расположен в черте (практически в центре) города на высоком берегу Исети в месте впадения в нее речки Течи. Отреставрированная (а может и заново построенная, не знаю) надвратная церковь, полуразрушенная (но сразу видно, старинная) крепостная стена с башнями, на территории — полувосстановленный храм и какие-то то ль гаражи, то ль мастерские... Парковка перед монастырем пустая, туристов, кроме нас, не замечено, монахов — тоже. Но, как и во всех действующих православных монастырях, женщины на территорию допускаются только в платках и юбках. История монастыря — долгая и интересная. Основал его в 1644 году инок Далмат (или Долмат), в миру — Дмитрий Иванович Мокринский. Происходил он из сибирских казаков, родился в 1594 году в городе (остроге) Березове, служил сначала там же, затем — в Тобольске. В 1642 году решил посвятить себя Богу: удалился в один из монастырей Верхотурского уезда (Невьянский Спасо-Богоявленский) и там постригся в монахи. А вскоре ушел за Урал, нашел красивое место на берегу Исети, вырыл себе землянку да в ней и поселился. Вообще русские в этом краю в те времена, как я понимаю, не жили. И местное население отнеслось к «старцу Далмату» (50 лет в те времена — уже старец!) враждебно. Его неоднократно пытались отсюда прогнать и даже убить. Но однажды произошло чудо. Владевший этими землями тюменский мурза Илигей поехал к Далмату с твердым намерением прикончить его. Но во время последней перед прибытием ночевки приснилась Илигею Богоматерь, приказавшая ему «старца не убивать, зла слова ему не произносить и отдать ему свою вотчину с угодьями». Потрясенный, Илигей так и сделал — отдал эти земли во владение Далмату. И стали стекаться сюда русские — и миряне, и монахи. Так возник Успенский монастырь и слобода при нем. Далмат же прожил до 103 лет и умер 25 июня 1697 года. Но спокойную жизнь эти края увидели не скоро. На монастырь неоднократно нападали и калмыки, и татары, и башкиры: сжигали постройки, убивали монахов. Монастырь снова отстраивался, враги вновь нададали. Еще при жизни Далмата простой частокол вокруг монастыря был заменен бревенчатым заплотом с тремя рублеными башнями, на укреплениях были установлены пушки. В 1704 году началось строительство каменной крепостной стены, а также каменной церкви во имя Пресвятой Богородицы (по другим данным церковь начали строить в 1707, а стену — в 1713 году). Последним боевым испытанием для монастыря стала осада его войском Пугачева в 1772 году. Она длилась 15 дней и окончилась отступлением мятежников. А сегодня, как я уже отметил выше, монастырь находится в крайне плачевном состоянии. Обидно: неужто ни церковь, ни государство не заинтересованы в восстановлении и поддержании таких выдающихся памятников? Нет денег? — не смешите: когда нужно отгрохать какой-нибудь помпезный новодел (тот же Храм-на-крови в Екатеринбурге), так деньги находятся сразу и в больших количествах. А для дальнего уголка Курганской области вдалеке от столиц и туристических маршрутов — извините... Впрочем, то же самое можно сказать и о сотнях других монастырей, крепостей, храмов, разбросанных по всей России. Мы побродили по территории монастыря, но смотреть было особо не на что. Подошли к свежерубленой часовне над Святым источником, но она оказалась закрытой на замок. И поехали домой: прочесть что-нибудь про Далматовский Успенский монастырь в интернете, посмотреть на рисунки и фотографии, сделанные во времена его процветания. Может вернемся сюда через пару-тройку лет. Может что-то изменится здесь к лучшему. PS Другие фотографии монастыря |
|