510mln

АВТОПОХОД ВЫХОДНОГО ДНЯ:
Режевской экопарк

Дмитрий Анисимов

Лето 2012 года оказалось для нас, скажем так, нетипичным: выкроить время для беззаботной автомобильной поездки куда-либо не получилось ни разу. За летом пришла довольно теплая и приятная для наших краев осень, но и она, увы, не принесла нам желанной свободы. Лишь в середине октября наметилось кое-какое «окно» в один только день «шириною». И мы решили поехать куда-то недалеко, и чтобы там было красиво, и чтобы мы там еще не бывали. Выбор пал на Режевской экопарк...

Об открытии нового экопарка на живописных берегах реки Реж я прочел еще летом в новостях на одном местном сайте. Подумав, что это некий аналог Оленьих ручьев — с платным въездом, охраняемой парковкой, размеченными маршрутами прогулок и пр., — я поискал о нем отзывы в интернете, но так ничего и не обнаружил. Что же, парк еще новый, о нем, наверное, мало кто знает. Значит там должно быть тихо, спокойно, и можно отдохнуть от суеты сумасшедшего мира. И я отметил этот объект в своей памяти: если будет возможность, мы туда обязательно съездим.

И вот наш свободный день в октябре: погода располагает к прогулкам на природе, я вспоминаю об экопарке, и мы выезжаем. По Режевскому тракту мимо города Реж направо на город Артёмовский, с объездной вокруг села Покровское — налево по указателю на Алапаевск. Через какое-то время справа от дороги возникает полуразрушенное и полузаброшенное село Родники с храмом во имя Вознесения Господня постройки начала ХХ века. Экопарк, как мы знаем из описания в интернете, начинается как раз где-то «за Родниками», возле какого-то пионерского лагеря «Сокол». Ошибочно полагая, что путь к лагерю проходит через селенье, сворачиваем туда, но не находим ничего похожего на продолжение дороги и возвращаемся на трассу.

Родники Родники, церковь во имя Вознесения Господня

Вновь ощутив под колесами асфальт, следуем в прежнем направлении (на Алапаевск), и буквально через километр или чуть более видим указатель «Сокол» — налево, на узкую укатанную грунтовку. Значит «за Родниками» — это «дальше них по трассе», а не «через них», как мы сначала поняли. Заезжать в село не нужно, если только вы не хотите порассматривать старинные фрески сквозь щели в запертых вратах церкви.

Грунтовка приводит нас к лагерю, закрытому, вероятно, до следующего лета. Никаких табличек, намекающих на вход в экопарк, здесь нет, спросить о нем тоже не у кого. И вот, оставив машину у ворот «Сокола», мы шагаем вдоль забора туда, где деревья редеют, а дорога, превращаясь в тропинку, спускается вниз — наверное, к речке.

Режевской экопарк

И точно, это речка — река Реж. Слева у берега маленькая деревня — скорее всего, это Липино. Справа — удивительного вида скала, в которой по прочитанному ранее описанию мы узнаем Тигров камень. Действительно, похоже на тигра, прилегшего у воды и склонившего к ней большую тяжелую голову. Он стар, мудр, устал или может изранен; ему хочется покоя и прохлады, и он остается лежать, печально глядя куда-то вдаль и думая о чем-то своем, зверином. Проходят годы, века и эпохи, а тигр все лежит, и все смотрит, и все так же не хочет сдвинуться с места... Или может он ждет здесь чего-то? — какого-то сигнала, знака, события... Приблизившись и пофотографировав окаменевшего хищника, мы решаем подняться на его спину, для чего опять возвращаемся к «Соколу».

река Реж, Тигров камень река Реж, Тигров камень

С тигровой макушки открывается прекрасный вид на реку. Противоположный берег, правда, скучно ровен и гол, зато тот, на котором находимся мы, мог бы вдохновить и художника, и фотографа, и кинематографиста. Отвесные светлые скалы, изрезанные вертикальными трещинами и испещренные пятнами мхов самых разных оттенков, вертикально обрываются в отражающие небо режевские воды. На скалах растут сосны, и эти сочетания воды и камня, камня и деревьев, деревьев и неба, неба и воды создают какое-то особое отрешенно-лирическое настроение. А может это просто самогипноз?  — я знаю, меня с детства завораживают виды сверху и голос ветра в вершинах сосен.

Мы идем по-над рекою и вскоре достигаем точки, где Реж поворачивает вправо градусов на девяносто, если не более, разом. Здесь наш высокий берег становится вдруг низким, противоположный, наоборот, резко вздымается скалами. А течение, до того заметное глазу, практически останавливается. Тоже волшебное место, только совсем иного рода. Если минут пятнадцать назад мы стояли на просторе и упивались обзором, то теперь над нами темно от деревьев, а впереди, отделенная узкой рекою, поднимается белокаменная стена высотою в пол-неба. Низ стены отражается в почти недвижимых водах, и оттого трудно понять, где там проходит граница. Эта стена — Мантуров камень, и мы хотим на него подняться.

река Реж, Мантуров камень

Чуть ниже по течению есть подвесной мост. Переходим по нему через Реж: справа вдоль берега тянется обширная и обильно засранная (извините, но только это слово здесь и подходит!) соотечественниками поляна, а прямо от моста круто в гору поднимается узкая тропинка. Карабкаемся по ней, упираясь ногами в выступающие корни древьев, и через пять минут мы снова на высоте. Сзади внизу — река, вдоль скального гребня тянется узкая полоса сосен, а перед нами — огромное поле, над дальним, «загибающимся» за горизонт краем которого виднеется колокольня какого-то храма. Предполагаю, что там — село Мироново, и если бы с Алапаевской трассы мы не свернули на «Сокол», то могли бы приехать именно туда.

река Реж река Реж

Прогулявшись вдоль обрыва и посмотрев вниз теперь и с этого берега, возвращаемся к мосту и далее к лагерю. Я перегоняю машину от его ворот на полянку на спине тигра, и мы пьем чай из термоса, наслаждаясь погодой и видами. Боже мой, как же здесь здорово! Воздух чист до головокруженья, а из звуков — только пение птиц да шелест сосновых иголок. И если это — Режевской экопарк, то я всеми руками именно за такие экопарки: пускай без модной нынче «инфраструктуры», зато с чистой, почти нетронутой природою. Хотя если вспомнить ту большую поляну за мостиком... Не в первый раз убеждаюсь, что отношение некоторой части нашего народа к нашей природе (как, впрочем, и ко многому другому на этом свете) выражается одним емким словом — «на*рать». Бросить мусор там, где стоишь — доблесть, увезти его с собою в машине — слабость... И потому боюсь, что без забора, шлагбаума и смотрителей-надзирателей любой «экопарк» у нас превратится в свалку, как только о нем узнают и как только в него поедут массово. Обидно, досадно, но что же поделаешь? Убираем свой мусор в пакет, чтобы выбросить его только там, где положено...

И еще несколько слов в заключение. Я написал о природе, а стоило б написать и об истории. Трудно представить, но и у этих пустынных спокойных краев она есть. Причем ее «так много», что мне захотелось изучить ее потщательней и рассказать об этом отдельно. Не знаю, соберусь ли, но в планах отметил...


PS  Еще фотографии


К списку статей


© Дмитрий Анисимов

 
     Rambler's Top100               
главная дороги привалы разное