УРАЛ — КАРЕЛИЯ — 2014:
до самого Белого моря
«Поедем ли мы в Карелию снова? Вполне возможно, но раз на обоих знаменитых озерах — Ладожском и Онежском — мы уже побывали, то логично будет в следующий раз добраться до самого Белого моря». Так завершал я свой рассказ о поездке в Карелию летом 2011. И вот проходит три года, и — да! — я могу рассказать вам про Белое море! Потому что я до него все же добрался. Несмотря на холод, дожди и колеса всмятку.
Эта поездка оказалась для меня рекордной. Я прошел 5947 километров, причем почти весь путь за исключением одного маленького перегона — в одиночку. Кроме мечты увидеть Белое море я осуществил еще две: побродил по Тотьме и переночевал в Ферапонтово, где мы бывали проездом и в 2010, и в 2011 годах. А еще впервые в жизни посетил Архангельскую область, повторно — Александро-Свирский монастырь, Петрозаводск, Сортавалу и Ладожское с Онежским озера. В общем, рассказать есть о чем. Попробую сделать это кратко, но всеобъемлюще.
Как и в прошлые два раза, поводом для поездки послужило приглашение на конференцию, которая проводится в Карелии ежегодно, но всегда в новом месте. И я вновь совместил служебное с приятным: выехал загодя, проехал дальше, посмотрел больше. Маршрут проложил так, чтобы он отличался от предыдущих. Причем заранее наметил пару-тройку вариантов «развилок», и куда именно свернуть, решал в таких точках буквально с ходу. Из гостиниц загодя забронировал лишь «конечную» (точней было бы сказать «поворотную»), в Беломорске, и «официальную», в Петрозаводске, где проходило пленарное заседание конференции. Плюс нас, участников мероприятия, ждала турбаза на Ладожском озере, но ее резервировали организаторы.
По дням маршрут мой распределился следующим образом.
День первый, 14 июня. Екатеринбург – Пермь (по объездной) – Киров (по объездной) – поворот на Никольск (1145 км от Екатеринбурга) – въезд в Вологодскую область (1248 км) – ночевка в гостинице «Рубин» в деревне Козловка перед Никольском. Гостиница — выше всяких похвал: идеальная чистота, внимательный персонал, вкусная еда. За номер (двухместный, без подселения, удобства на этаже) я заплатил 1000 рублей, за ужин — 157, за завтрак (очень плотный, типа обеда: салат, мясо с гарниром, кофе) на следующий день — 237. Пробег за день — 1278,7 км, расход бензина — 78,6 л (в среднем 6,1 л / 100 км), средняя скорость — 79,1 км/ч. Температура воздуха за бортом весь день колебалась в районе +15°С, а в Козловке вечером было аж +20.
День второй, 15 июня. Козловка – Никольск – Тотьма (1503 км от Екатеринбурга) – поворот на Нюксеницу, затем на Октябрьский, Вельск, Тарногу – въезд в Архангельскую область (1689 км) – Октябрьский (1725 км) – Вельск (1792 км). На выезде из Вельска я слегка заблудился и заехал в тупик, но потом все же выбрался на трассу М8 «Холмогоры» и помчался (что, как потом оказалось, было зафиксировано гаишной камерой) в сторону Архангельска. Через 70 км свернул на Няндому. Далее: Няндома (2027 км) – Каргополь (2110 км) – яма и два смятых колесных диска (2144 км) – долгие 139 км до гостиницы «Карел-Онего» в городе Пудоже, что уже в Карелии. А въезд в Карелию пришелся на 2197 км от Екатеринбурга по моему одометру. Вообще этот день заслуживает отдельного рассказа. Статистика ж такова: прошел 1005 км со средней скоростью 68,4 км/ч, потратив 69,7 л бензина (6,9 л / 100 км). Погода не баловала: температура днем порой опускалась до +9 и не поднималась выше +15, ночью в Пудоже было +4. Несколько раз я попадал под дождь. Ночевка в гостинице (одноместный номер с умывальником, туалет и душ на этаже) обошлась мне в 700 рублей плюс еще 100 я заплатил за парковку. Утром позавтракал в гостиничном ресторане рублей на 200 — яичница с беконом, блинчики, кофе.
День третий, 16 июня. Пудож – визит в шиномонтажку на выезде – Беломорканал и город Повенец (2457 км от Екатеринбурга) – Медвежьегорск (2479 км) – выезд на трассу М18 «Кола» (2487 км), движение в сторону Мурманска – съезд с трассы на Беломорск (2665 км) – собственно Беломорск (2701 км). Здесь я довольно долго (если учесть масштабы этого городка) искал гостиницу, которая вопреки громкому названию (отель «Беломорье») оказалась секцией с отдельным входом в многоквартирном доме. Последнюю часть пути ехал под дождем, в Беломорск въехал под дождем. Однако, пока устроился в гостинице и перекусил быстрорастворимым супом из своих запасов, небо прояснилось. И я съездил на берег Белого моря, где много фотографировал и немного замерз. Пробег за день составил всего 441 км, средняя скорость — 62,2 км/ч, расход бензина 28,8 л (6,5 л / 100 км). Про дождь я уже написал; температура днем держалась около +10°С, вечером на море было +7 и дул сильный ветер. За гостиницу заплатил 1560 руб., парковка (под окном) — бесплатно. Душ и туалет располагались вне номера, также имелась полноценная (т.е. оборудованная), хотя и тесная кухня.
День четвертый, 17 июня. Беломорск – возвращение на трассу М18 – Медвежьегорск (на одометре 2944 км) – Петрозаводск (3094 км) – гостиница «Северная» (3105 км от дома). Всего 380,3 км, 24,2 л, средняя скорость 76,3 км/ч, средний расход топлива 6,3 л / 100 км. Забортный термометр на протяжении всего пути показывал около +7°C, дождь почти не прекращался. Номер в «Северной» (стандартный, чистый, светлый, с санузлом), как я уже говорил, был забронирован мною заранее и стоил 2800 руб., еще 250 руб. пришлось отдать за парковку. Как и накануне в Беломорске, вскоре после моего приезда дождь прекратился, и я отправился гулять на Онежскую набережную. А вечером встретился с прибывшими из Москвы друзьями в ресторане «Карельская горница», где все было красиво и вкусно, но очень уж дорого.
День пятый, 18 июня. Отдых закончился, началась работа. Пленарное заседание нашей конференции проходило в конференц-зале отеля Park Inn возле ж/д вокзала. Здесь ко мне присоединился мой екатеринбургский коллега, добиравшийся до Петрозаводска самолетом и поездом. До обеда мы слушали доклады, затем были накормлены организаторами в ресторане при отеле, затем сходили погулять на Онежскую набережную. Далее погрузились в мой автомобиль и отправились к месту продолжения конференции — на турбазу на Ладожском озере. Думали, что прибудем раньше автобуса, на котором ехали другие участники, да не тут-то было. Во-первых, слишком долго любовались на онежские дали и выехали, как потом оказалось, позже коллег. В-вторых, с нами случилось невероятное — мы пропустили указатель, проехали мимо нужного поворота и, удивляясь, что турбаза находится так далеко, доехали аж до самой Лахденпохьи. Здесь окончательно поняли свою ошибку, развернулись и двинули обратно. Интересно, что с этой стороны указатель оказался большим и понятным — не проскочишь. А со стороны Сортавалы, откуда мы двигались изначально — маленьким и полускрытым ветвями деревьев; это я специально проверил потом, когда уезжал домой. В общем, сделали приличный крюк, задержались, но на ужин все же попали. Всего за день прошли 327,3 км, сожгли 22,1 л бензина, средняя скорость составила 67,2 км/ч, средний расход — 6,7 л / 100 км. День был прохладным (+9..+11°С), но солнечным.
День шестой, 19 июня. Турбаза «Ладожская усадьба» еще не до конца достроена, но уже впечатляет. Честно говоря, ее шик и лоск мне показались даже слегка чрезмерными. Тем более, в своем сверхкомфортабельном коттедже мы провели очень мало времени, т.к. весь день были заняты на семинаре, а после ужина отправились на организованную для всех участников экскурсию. Автобус отвез нас в Сортавалу, на знакомую мне пристань, где мы погрузились на теплоход и отправились на заповедный остров Пеллотсари. На турбазу вернулись уже заполночь. Погода в этот день, можно сказать, баловала: дождя упало лишь несколько капель, а отсутствие тепла уже воспринималось как должное. Мой автомобиль весь день скучал на стоянке, поэтому пробег, расход, скорость — все осталось по нулям.
День седьмой, 20 июня. Выезд из «Ладожской усадьбы» (на одометре — 3433 км) – Сортавала (3447 км) – Олонец (3644 км) – въезд в Ленинградскую область (3691 км). Вскоре сворачиваю с трассы к селу Свирское, чтобы заехать в Свято-Троицкий монастырь. Проведя там пару часов, возвращаюсь на трассу, возле Лодейного поля (3728 км) ухожу на Вытегру. Километров через сто асфальт заканчивается, и почти до самой Вытегры (3913 км) я еду по грунтовым дорогам, то более-менее приличным, то грязным, раскисшим от дождей. При этом по поездкам 2010 – 2011 гг. знаю, что после Вытегры меня тоже ждет грунтовка (см. рассказ 2010 года, День третий), но... вместо нее там уже лежит ровный новый асфальт! И вот в конце дня я приезжаю в село Ферапонтово, где останавливаюсь на ночлег в гостинице «Русский дворик». Приличный двухместный номер (без подселения) с санузлом — 1800 руб., парковка — бесплатно. «Автомобильные результаты» дня таковы: 693,2 км, 44,0 л, 67,6 км/ч, 6,3 л / 100 км. Погода: весь день +10..+11°С, временами дождь.
День восьмой, 21 июня. Ферапонтово – не доезжая до Вологды, поворот на Великий Устюг и Тотьму – Тотьма – Никольск (4653 км) – въезд в Костромскую область (4700 км) – перед Шарьей поворот на Киров – въезд в Кировскую область (4854 км) – Киров (5080 км) – Белая Холуница (5166 км). Здесь я останавливаюсь в гостинице «Анастасия», где мы ночевали в 2010 году (см. «День восьмой»). Ужасного качества номер, туалет и душевая в общем коридоре, у унитаза не работает слив. Я знал, что в «Анастасии» поганенько, но не думал, что за четыре года так выросли цены: с меня просят... 1700 рублей плюс 100 — за парковку в закрытом дворе! Увы, пришлось соглашаться — время позднее, а есть ли поблизости другие гостиницы, я не знаю. Завариваю суп и ложусь спать. За день пройдено 1039,8 км, расход топлива 63,4 л (6,1 л / 100 км), средняя скорость 81,7 км/ч. Погода с утра была такой же, как в предыдущие дни, но в Костромской области я, наконец, попал в настоящее лето, где +22°С и солнце.
День девятый, 22 июня. Самый длинный день в году, а меня на границе Пермского края ждет перевод времени на два часа вперед. Поэтому выезжаю в 4 утра по кировскому времени, а в 16:30 по нашему подъезжаю к Екатеринбургу. Рассказать о дороге этого дня нечего — я просто ехал, ехал и ехал, потому что... уже хотелось домой. За день преодолел 781,1 км, израсходовал 51 л бензина (в среднем 6,5 л / 100 км), средняя скорость составила 75,8 км/ч. На родной стоянке одометр показал 5947,3 км. Всё, путешествие окончено.
Но мне снова хочется ехать, и может по тем же самым дорогам, только теперь еще дальше — до Баренцева моря, до Мурманска. Поживем — доедем. А пока опишу то, что запомнилось в нынешней поездке.
Дороги
Вы можете мне не поверить, но дороги в России становятся с каждым годом лучше и лучше. Я писал об этом раньше, повторю и теперь. Самые яркие из свежих примеров — это шикарные новые развязки под Пермью и превратившаяся в асфальт грунтовка под Вытегрой в сторону Вологды. Очень понравились трассы «Холмогоры» и «Кола»: ровные, четко размеченные, оборудованные внятными указателями. Да, есть участки, которые не изменились (читай не стали лучше) с 2010 года, но их сравнительно мало. А дорожное строительство идет тут и там, и это вселяет уверенность в том, что скоро (хоть это — понятие относительное) мой путь можно будет повторить, не заляпав машину грязью.
И еще: вдоль дорог все больше современных АЗС, где есть кафе, магазины, туалеты, и больше гостиниц, где можно переночевать с завидным комфортом. Мое открытие этого года — гостиница «Рубин» в деревне Козловка в Вологодской области. Было, увы, и «антиоткрытие» — «Анастасия» в Белой Холунице. Но давайте перестанем заезжать в такие анастасии, и они, я надеюсь, исчезнут.
Природа
Описать красоту виденных в дороге пейзажей мне не по силам. А мои навыки фотографа не позволили зафиксировать все так, как оно открывалось восхищенному взгляду. Приличную часть пути я прошел по ненастью, но даже это не испортило впечатлений от окружающего мира. А когда над ним поднималось солнце, мир становился и вовсе невероятным.
Так на второй день пути я долго ехал под тучами, и вот уже под вечер будто выскочил из-под них, и надо мной развернулось бездонное яркое небо. И именно в это время справа от дороги открылся изумительный вид: усеянная белоснежными цветами поляна, спускающаяся к речке, лес на другом берегу, деревня вдали на пригорке. И все это было залито таким удивительным светом, и выглядело так завораживающе, что я остановился, вышел из машины и какое-то время просто стоял и смотрел... потом стоял и фотографировал... потом снова смотрел, пытаясь впитать в себя то, что не в силах запечатлеть фотография. Яркое солнце, холодный воздух, цветы, как снег, и их аромат, чуть разбавленный ароматом асфальта. Так просто — но так незабываемо.
И точно так же очарованный, стоял я потом у Ладоги по пути к Олонцу из Сортавалы. Дорога вилась вдоль самого берега: с одной стороны вода, с другой — стена скал. За каждым новым поворотом открывался вид прекраснее прежнего. Но обочина практически отсутствовала — возможности остановиться и полюбоваться озером не было. Я несколько раз притормаживал, чтобы увидеть больше, пока в очередной раз сзади недовольно не загудел нагнавший меня КамАЗ. Наконец я нашел съезд, припарковался и вышел на маленький каменистый мыс, приподнятый над водою. Ослепительно — вот так я могу охарактеризовать свое впечатление от развернувшегося предо мною пейзажа. Немыслимо голубое небо, контрастно-белые облака вдоль горизонта, поросшие лесом скалы — и все это обрывается в зеркальные воды и отражается там едва ли не ярче, чем оно есть «в оригинале». Я бы хотел побыть здесь подольше, но впереди было две с лишним тысячи километров до дома, и я, как всегда, торопился...
И, разумеется, нельзя не сказать о том, что было главной целью этой поездки — о Белом море. Встреча с ним оказалась не совсем такой, как я ожидал заранее. Я думал, приеду в город Беломорск, и там будет набережная, порт, чайки и серые волны, сливающиеся где-то вдали с низким северным небом. Но вышло все по-другому. Шел дождь, и плутая по Беломорску в поисках гостиницы, моря я не увидел. Спросил потом у горничной, где же оно, но та ответила, что «в городе его нет, надо выехать вон в ту сторону, и там может быть (?!) вы его и найдете». Что же: дождь кончился, я сел в машину и поехал, куда показали. Сначала попал в лес — обычный, мало отличающийся от нашего. Осторожно катил по узкой грунтовой дорожке, и через несколько километров почуял через открытое окно запах моря. Вышел, пошел на этот запах и оказался почти что у берега: от воды меня отделяла заболоченная поляна, поросшая какими-то камышами. Я не рискнул через них продираться: вернулся к машине и двинулся дальше в поисках более удобного выхода.
И нашел его, этот выход и даже выезд. Берег по нашей российской традиции был изрядно загажен, камни исписаны. Но море и небо — они оказались прекрасны! Возможно, это мое ощущение разделили б не все: здесь не было красок и не было ярких деталей, и взгляду, казалось бы, не на чем было остановиться. Но именно таким и должно быть настоящее северное море, которого я никогда раньше не видел, но которое часто пытался себе представить: почти бесцветным, лаконичным, суровым. В этом и есть его красота. Холодный порывистый ветер, несущий ароматы соли и водорослей, отлично дополнял картину. Я оделся как можно теплее и долго бродил по камням туда и обратно, разглядывая даль, фотографируя и фотографируясь. Замерз, хотел погреться в машине, но тут заморосил дождик, и я решил вернуться в гостиницу. Зря, как потом оказалось — дождь в этот вечер так и не разошелся.
И было еще одно место, которое поразило меня в той округе. По другую сторону ведшей к морю лесной дороги выступало из земли что-то вроде огромной плоской скалы с округлыми боками. Я прошелся по ней — это было еще до выезда к берегу, небо тогда было ясным, и как серому морю шли низкие тучи, так светлым, поросшим мхами камням к лицу было яркое солнце. Пейзаж, словно в фэнтези-фильмах, и для меня — почти как другая планета. Каменное поле, местами вспаханное титаническим плугом. Страна разноцветных мхов, древних, как сам этот Север. Еще один незабываемый кадр в моей памяти. Еще один кадр, который я не смог адекватно снять фотокамерой.
Населенные пункты
Отправляясь в эту поездку, я хотел обязательно увидеть два города — Тотьму (Вологодская область) и Каргополь (Архангельская). Мимо первого мы проезжали в 2010 году — тогда и возникло желание когда-нибудь там задержаться. На второй наткнулся на карте, выбирая маршрут; вспомнил, что еще в детстве читал о нем в журнале «Юный художник», и решил — надо заехать. В итоге план свой выполнил, но если по Тотьме гулял и даже поднялся на колокольню сказочной церкви Входа в Иерусалим, то визит в Каргополь получился скомканным. Я прибыл туда уже вечером, думал заночевать, а осмотреть всё, не спеша, завтрашним утром. Но в Каргополе в те дни проходил Фестиваль ремесел: в центр на авто не пускали, свободных мест в гостиницах (которые в центре и находились), как мне сказали местные, скорей всего не было. Следующим городом на моем пути значился карельский Пудож — до него было 150 км, и я решил торопиться. Сделал круг по узеньким, похожим на сельские, улочкам, сфотографировал несколько древних храмов — и двинул в Карелию. Как потом оказалось, навстречь приключению... но это, как говорится, совсем другая история. А в Каргополь придется ехать заново — на подольше.
Тотьма > Другие фото
Каргополь > Другие фото
Беломорск, бывший целью и крайней точкой всего путешествия, я, что называется, не прочувствовал. Может виною тому была погода, помешавшая прогуляться по городу и повлиявшая на первое от него впечатление, а может — несоответствие реальности моим ожиданиям, о чем я уже написал выше. И, вспоминая сейчас о Беломорске, я вижу лишь бурную реку Выг и ровную, сливающуюся с небом водную полосу там, куда эта река убегает. Полоса — Белое море, и тот пейзаж таит в себе какую-то манящую силу. Но я задумываюсь и понимаю: да, мне хотелось бы вновь оказаться у этого моря, но, пожалуй, уже не в Беломорске.
Беломорск > Другие фото
А вот в Петрозаводск я с удовольствием вернулся бы снова. Мне нравится этот город, но почему — точно не сформулирую. Возможно, все дело в озере. В день моего приезда оно было накрыто тяжелыми дождевыми тучами, в день отъезда над ним сияло ослепительно яркое солнце. И оба эти раза озеро было невыразимо прекрасным. Я могу смотреть на водную ширь бесконечно; на Онежское озеро с набережной в Петрозаводске мог бы смотреть, наверное, бесконечнее вдвое...
Петрозаводск > Другие фото
И другое место, куда меня тянет — это село Ферапонтово, а точнее — древний Ферапонтов монастырь. Ныне это музей, но его энергетика (мне не нравится слово, но не могу подобрать синоним) воистину невероятна. Там на душе становится спокойно, а голова очищается от ненужных мыслей. И если искать какое-то образное описание моим ферапонтовским ощущениям, то оно будет следующим: там хочется обнять небо. Ни больше, ни меньше.
И есть еще Александро-Свирский монастырь, в котором я побывал уже дважды и где испытал одни из сильнейших в своей жизни эмоций. Но рассказывать об этом не буду — слишком личное...
Журавли
А еще я видел пару журавлей. Было это где-то в Вологодской области. Я заметил их краем глаза, когда проезжал по пустынной дороге мимо огромной заболоченной поляны. Остановился, вышел из машины, попытался приблизиться, насколько было возможно. Но журавлям мои действия не понравились — они зашагали прочь, увеличивая расстояние. Я смотрел им вслед, пока почти не перестал различать изящные силуэты на фоне темного леса. Я впервые в жизни видел этих птиц вот так, в природе, пускай и издали. И подумал, что это, наверное, хороший знак. Знак, что я успею еще повидать много нового...
PS Подробный фотодневник путешествия