УРАЛ — КАРЕЛИЯ — 2014:
до самого Белого моря

Дмитрий Анисимов
июнь 2014

«Поедем ли мы в Карелию снова? Вполне возможно, но раз на обоих знаменитых озерах — Ладожском и Онежском — мы уже побывали, то логично будет в следующий раз добраться до самого Белого моря». Так завершал я свой рассказ о поездке в Карелию летом 2011. И вот проходит три года, и — да! — я могу рассказать вам про Белое море! Потому что я до него все же добрался. Несмотря на холод, дожди и колеса всмятку.

Эта поездка оказалась для меня рекордной. Я прошел 5947 километров, причем почти весь путь за исключением одного маленького перегона — в одиночку. Кроме мечты увидеть Белое море я осуществил еще две: побродил по Тотьме и переночевал в Ферапонтово, где мы бывали проездом и в 2010, и в 2011 годах. А еще впервые в жизни посетил Архангельскую область, повторно — Александро-Свирский монастырь, Петрозаводск, Сортавалу и Ладожское с Онежским озера. В общем, рассказать есть о чем. Попробую сделать это кратко, но всеобъемлюще.

Белое море

Как и в прошлые два раза, поводом для поездки послужило приглашение на конференцию, которая проводится в Карелии ежегодно, но всегда в новом месте. И я вновь совместил служебное с приятным: выехал загодя, проехал дальше, посмотрел больше. Маршрут проложил так, чтобы он отличался от предыдущих. Причем заранее наметил пару-тройку вариантов «развилок», и куда именно свернуть, решал в таких точках буквально с ходу. Из гостиниц загодя забронировал лишь «конечную» (точней было бы сказать «поворотную»), в Беломорске, и «официальную», в Петрозаводске, где проходило пленарное заседание конференции. Плюс нас, участников мероприятия, ждала турбаза на Ладожском озере, но ее резервировали организаторы.

карта

По дням маршрут мой распределился следующим образом.

День первый, 14 июня. Екатеринбург – Пермь (по объездной) – Киров (по объездной) – поворот на Никольск (1145 км от Екатеринбурга) – въезд в Вологодскую область (1248 км) – ночевка в гостинице «Рубин» в деревне Козловка перед Никольском. Гостиница — выше всяких похвал: идеальная чистота, внимательный персонал, вкусная еда. За номер (двухместный, без подселения, удобства на этаже) я заплатил 1000 рублей, за ужин — 157, за завтрак (очень плотный, типа обеда: салат, мясо с гарниром, кофе) на следующий день — 237. Пробег за день — 1278,7 км, расход бензина — 78,6 л (в среднем 6,1 л / 100 км), средняя скорость — 79,1 км/ч. Температура воздуха за бортом весь день колебалась в районе +15°С, а в Козловке вечером было аж +20.

День второй, 15 июня. Козловка – Никольск – Тотьма (1503 км от Екатеринбурга) – поворот на Нюксеницу, затем на Октябрьский, Вельск, Тарногу – въезд в Архангельскую область (1689 км) – Октябрьский (1725 км) – Вельск (1792 км). На выезде из Вельска я слегка заблудился и заехал в тупик, но потом все же выбрался на трассу М8 «Холмогоры» и помчался (что, как потом оказалось, было зафиксировано гаишной камерой) в сторону Архангельска. Через 70 км свернул на Няндому. Далее: Няндома (2027 км) – Каргополь (2110 км) – яма и два смятых колесных диска (2144 км) – долгие 139 км до гостиницы «Карел-Онего» в городе Пудоже, что уже в Карелии. А въезд в Карелию пришелся на 2197 км от Екатеринбурга по моему одометру. Вообще этот день заслуживает отдельного рассказа. Статистика ж такова: прошел 1005 км со средней скоростью 68,4 км/ч, потратив 69,7 л бензина (6,9 л / 100 км). Погода не баловала: температура днем порой опускалась до +9 и не поднималась выше +15, ночью в Пудоже было +4. Несколько раз я попадал под дождь. Ночевка в гостинице (одноместный номер с умывальником, туалет и душ на этаже) обошлась мне в 700 рублей плюс еще 100 я заплатил за парковку. Утром позавтракал в гостиничном ресторане рублей на 200 — яичница с беконом, блинчики, кофе.

День третий, 16 июня. Пудож – визит в шиномонтажку на выезде – Беломорканал и город Повенец (2457 км от Екатеринбурга) – Медвежьегорск (2479 км) – выезд на трассу М18 «Кола» (2487 км), движение в сторону Мурманска – съезд с трассы на Беломорск (2665 км) – собственно Беломорск (2701 км). Здесь я довольно долго (если учесть масштабы этого городка) искал гостиницу, которая вопреки громкому названию (отель «Беломорье») оказалась секцией с отдельным входом в многоквартирном доме. Последнюю часть пути ехал под дождем, в Беломорск въехал под дождем. Однако, пока устроился в гостинице и перекусил быстрорастворимым супом из своих запасов, небо прояснилось. И я съездил на берег Белого моря, где много фотографировал и немного замерз. Пробег за день составил всего 441 км, средняя скорость — 62,2 км/ч, расход бензина 28,8 л (6,5 л / 100 км). Про дождь я уже написал; температура днем держалась около +10°С, вечером на море было +7 и дул сильный ветер. За гостиницу заплатил 1560 руб., парковка (под окном) — бесплатно. Душ и туалет располагались вне номера, также имелась полноценная (т.е. оборудованная), хотя и тесная кухня.

День четвертый, 17 июня. Беломорск – возвращение на трассу М18 – Медвежьегорск (на одометре 2944 км) – Петрозаводск (3094 км) – гостиница «Северная» (3105 км от дома). Всего 380,3 км, 24,2 л, средняя скорость 76,3 км/ч, средний расход топлива 6,3 л / 100 км. Забортный термометр на протяжении всего пути показывал около +7°C, дождь почти не прекращался. Номер в «Северной» (стандартный, чистый, светлый, с санузлом), как я уже говорил, был забронирован мною заранее и стоил 2800 руб., еще 250 руб. пришлось отдать за парковку. Как и накануне в Беломорске, вскоре после моего приезда дождь прекратился, и я отправился гулять на Онежскую набережную. А вечером встретился с прибывшими из Москвы друзьями в ресторане «Карельская горница», где все было красиво и вкусно, но очень уж дорого.

День пятый, 18 июня. Отдых закончился, началась работа. Пленарное заседание нашей конференции проходило в конференц-зале отеля Park Inn возле ж/д вокзала. Здесь ко мне присоединился мой екатеринбургский коллега, добиравшийся до Петрозаводска самолетом и поездом. До обеда мы слушали доклады, затем были накормлены организаторами в ресторане при отеле, затем сходили погулять на Онежскую набережную. Далее погрузились в мой автомобиль и отправились к месту продолжения конференции — на турбазу на Ладожском озере. Думали, что прибудем раньше автобуса, на котором ехали другие участники, да не тут-то было. Во-первых, слишком долго любовались на онежские дали и выехали, как потом оказалось, позже коллег. В-вторых, с нами случилось невероятное — мы пропустили указатель, проехали мимо нужного поворота и, удивляясь, что турбаза находится так далеко, доехали аж до самой Лахденпохьи. Здесь окончательно поняли свою ошибку, развернулись и двинули обратно. Интересно, что с этой стороны указатель оказался большим и понятным — не проскочишь. А со стороны Сортавалы, откуда мы двигались изначально — маленьким и полускрытым ветвями деревьев; это я специально проверил потом, когда уезжал домой. В общем, сделали приличный крюк, задержались, но на ужин все же попали. Всего за день прошли 327,3 км, сожгли 22,1 л бензина, средняя скорость составила 67,2 км/ч, средний расход — 6,7 л / 100 км. День был прохладным (+9..+11°С), но солнечным.

День шестой, 19 июня. Турбаза «Ладожская усадьба» еще не до конца достроена, но уже впечатляет. Честно говоря, ее шик и лоск мне показались даже слегка чрезмерными. Тем более, в своем сверхкомфортабельном коттедже мы провели очень мало времени, т.к. весь день были заняты на семинаре, а после ужина отправились на организованную для всех участников экскурсию. Автобус отвез нас в Сортавалу, на знакомую мне пристань, где мы погрузились на теплоход и отправились на заповедный остров Пеллотсари. На турбазу вернулись уже заполночь. Погода в этот день, можно сказать, баловала: дождя упало лишь несколько капель, а отсутствие тепла уже воспринималось как должное. Мой автомобиль весь день скучал на стоянке, поэтому пробег, расход, скорость — все осталось по нулям.

День седьмой, 20 июня. Выезд из «Ладожской усадьбы» (на одометре — 3433 км) – Сортавала (3447 км) – Олонец (3644 км) – въезд в Ленинградскую область (3691 км). Вскоре сворачиваю с трассы к селу Свирское, чтобы заехать в Свято-Троицкий монастырь. Проведя там пару часов, возвращаюсь на трассу, возле Лодейного поля (3728 км) ухожу на Вытегру. Километров через сто асфальт заканчивается, и почти до самой Вытегры (3913 км) я еду по грунтовым дорогам, то более-менее приличным, то грязным, раскисшим от дождей. При этом по поездкам 2010 – 2011 гг. знаю, что после Вытегры меня тоже ждет грунтовка (см. рассказ 2010 года, День третий), но... вместо нее там уже лежит ровный новый асфальт! И вот в конце дня я приезжаю в село Ферапонтово, где останавливаюсь на ночлег в гостинице «Русский дворик». Приличный двухместный номер (без подселения) с санузлом — 1800 руб., парковка — бесплатно. «Автомобильные результаты» дня таковы: 693,2 км, 44,0 л, 67,6 км/ч, 6,3 л / 100 км. Погода: весь день +10..+11°С, временами дождь.

День восьмой, 21 июня. Ферапонтово – не доезжая до Вологды, поворот на Великий Устюг и Тотьму – Тотьма – Никольск (4653 км) – въезд в Костромскую область (4700 км) – перед Шарьей поворот на Киров – въезд в Кировскую область (4854 км) – Киров (5080 км) – Белая Холуница (5166 км). Здесь я останавливаюсь в гостинице «Анастасия», где мы ночевали в 2010 году (см. «День восьмой»). Ужасного качества номер, туалет и душевая в общем коридоре, у унитаза не работает слив. Я знал, что в «Анастасии» поганенько, но не думал, что за четыре года так выросли цены: с меня просят... 1700 рублей плюс 100 — за парковку в закрытом дворе! Увы, пришлось соглашаться — время позднее, а есть ли поблизости другие гостиницы, я не знаю. Завариваю суп и ложусь спать. За день пройдено 1039,8 км, расход топлива 63,4 л (6,1 л / 100 км), средняя скорость 81,7 км/ч. Погода с утра была такой же, как в предыдущие дни, но в Костромской области я, наконец, попал в настоящее лето, где +22°С и солнце.

День девятый, 22 июня. Самый длинный день в году, а меня на границе Пермского края ждет перевод времени на два часа вперед. Поэтому выезжаю в 4 утра по кировскому времени, а в 16:30 по нашему подъезжаю к Екатеринбургу. Рассказать о дороге этого дня нечего — я просто ехал, ехал и ехал, потому что... уже хотелось домой. За день преодолел 781,1 км, израсходовал 51 л бензина (в среднем 6,5 л / 100 км), средняя скорость составила 75,8 км/ч. На родной стоянке одометр показал 5947,3 км. Всё, путешествие окончено.

дороги дороги дороги

Но мне снова хочется ехать, и может по тем же самым дорогам, только теперь еще дальше — до Баренцева моря, до Мурманска. Поживем — доедем. А пока опишу то, что запомнилось в нынешней поездке.


Дороги

Вы можете мне не поверить, но дороги в России становятся с каждым годом лучше и лучше. Я писал об этом раньше, повторю и теперь. Самые яркие из свежих примеров — это шикарные новые развязки под Пермью и превратившаяся в асфальт грунтовка под Вытегрой в сторону Вологды. Очень понравились трассы «Холмогоры» и «Кола»: ровные, четко размеченные, оборудованные внятными указателями. Да, есть участки, которые не изменились (читай не стали лучше) с 2010 года, но их сравнительно мало. А дорожное строительство идет тут и там, и это вселяет уверенность в том, что скоро (хоть это — понятие относительное) мой путь можно будет повторить, не заляпав машину грязью.

И еще: вдоль дорог все больше современных АЗС, где есть кафе, магазины, туалеты, и больше гостиниц, где можно переночевать с завидным комфортом. Мое открытие этого года — гостиница «Рубин» в деревне Козловка в Вологодской области. Было, увы, и «антиоткрытие» — «Анастасия» в Белой Холунице. Но давайте перестанем заезжать в такие анастасии, и они, я надеюсь, исчезнут.

гостиница Рубин

Природа

Описать красоту виденных в дороге пейзажей мне не по силам. А мои навыки фотографа не позволили зафиксировать все так, как оно открывалось восхищенному взгляду. Приличную часть пути я прошел по ненастью, но даже это не испортило впечатлений от окружающего мира. А когда над ним поднималось солнце, мир становился и вовсе невероятным.

Так на второй день пути я долго ехал под тучами, и вот уже под вечер будто выскочил из-под них, и надо мной развернулось бездонное яркое небо. И именно в это время справа от дороги открылся изумительный вид: усеянная белоснежными цветами поляна, спускающаяся к речке, лес на другом берегу, деревня вдали на пригорке. И все это было залито таким удивительным светом, и выглядело так завораживающе, что я остановился, вышел из машины и какое-то время просто стоял и смотрел... потом стоял и фотографировал... потом снова смотрел, пытаясь впитать в себя то, что не в силах запечатлеть фотография. Яркое солнце, холодный воздух, цветы, как снег, и их аромат, чуть разбавленный ароматом асфальта. Так просто — но так незабываемо.

цветы

И точно так же очарованный, стоял я потом у Ладоги по пути к Олонцу из Сортавалы. Дорога вилась вдоль самого берега: с одной стороны вода, с другой — стена скал. За каждым новым поворотом открывался вид прекраснее прежнего. Но обочина практически отсутствовала — возможности остановиться и полюбоваться озером не было. Я несколько раз притормаживал, чтобы увидеть больше, пока в очередной раз сзади недовольно не загудел нагнавший меня КамАЗ. Наконец я нашел съезд, припарковался и вышел на маленький каменистый мыс, приподнятый над водою. Ослепительно — вот так я могу охарактеризовать свое впечатление от развернувшегося предо мною пейзажа. Немыслимо голубое небо, контрастно-белые облака вдоль горизонта, поросшие лесом скалы — и все это обрывается в зеркальные воды и отражается там едва ли не ярче, чем оно есть «в оригинале». Я бы хотел побыть здесь подольше, но впереди было две с лишним тысячи километров до дома, и я, как всегда, торопился...

Ладога

И, разумеется, нельзя не сказать о том, что было главной целью этой поездки — о Белом море. Встреча с ним оказалась не совсем такой, как я ожидал заранее. Я думал, приеду в город Беломорск, и там будет набережная, порт, чайки и серые волны, сливающиеся где-то вдали с низким северным небом. Но вышло все по-другому. Шел дождь, и плутая по Беломорску в поисках гостиницы, моря я не увидел. Спросил потом у горничной, где же оно, но та ответила, что «в городе его нет, надо выехать вон в ту сторону, и там может быть (?!) вы его и найдете». Что же: дождь кончился, я сел в машину и поехал, куда показали. Сначала попал в лес — обычный, мало отличающийся от нашего. Осторожно катил по узкой грунтовой дорожке, и через несколько километров почуял через открытое окно запах моря. Вышел, пошел на этот запах и оказался почти что у берега: от воды меня отделяла заболоченная поляна, поросшая какими-то камышами. Я не рискнул через них продираться: вернулся к машине и двинулся дальше в поисках более удобного выхода.

И нашел его, этот выход и даже выезд. Берег по нашей российской традиции был изрядно загажен, камни исписаны. Но море и небо — они оказались прекрасны! Возможно, это мое ощущение разделили б не все: здесь не было красок и не было ярких деталей, и взгляду, казалось бы, не на чем было остановиться. Но именно таким и должно быть настоящее северное море, которого я никогда раньше не видел, но которое часто пытался себе представить: почти бесцветным, лаконичным, суровым. В этом и есть его красота. Холодный порывистый ветер, несущий ароматы соли и водорослей, отлично дополнял картину. Я оделся как можно теплее и долго бродил по камням туда и обратно, разглядывая даль, фотографируя и фотографируясь. Замерз, хотел погреться в машине, но тут заморосил дождик, и я решил вернуться в гостиницу. Зря, как потом оказалось — дождь в этот вечер так и не разошелся.

Белое море

И было еще одно место, которое поразило меня в той округе. По другую сторону ведшей к морю лесной дороги выступало из земли что-то вроде огромной плоской скалы с округлыми боками. Я прошелся по ней — это было еще до выезда к берегу, небо тогда было ясным, и как серому морю шли низкие тучи, так светлым, поросшим мхами камням к лицу было яркое солнце. Пейзаж, словно в фэнтези-фильмах, и для меня — почти как другая планета. Каменное поле, местами вспаханное титаническим плугом. Страна разноцветных мхов, древних, как сам этот Север. Еще один незабываемый кадр в моей памяти. Еще один кадр, который я не смог адекватно снять фотокамерой.

у Белого моря

Населенные пункты

Отправляясь в эту поездку, я хотел обязательно увидеть два города — Тотьму (Вологодская область) и Каргополь (Архангельская). Мимо первого мы проезжали в 2010 году — тогда и возникло желание когда-нибудь там задержаться. На второй наткнулся на карте, выбирая маршрут; вспомнил, что еще в детстве читал о нем в журнале «Юный художник», и решил — надо заехать. В итоге план свой выполнил, но если по Тотьме гулял и даже поднялся на колокольню сказочной церкви Входа в Иерусалим, то визит в Каргополь получился скомканным. Я прибыл туда уже вечером, думал заночевать, а осмотреть всё, не спеша, завтрашним утром. Но в Каргополе в те дни проходил Фестиваль ремесел: в центр на авто не пускали, свободных мест в гостиницах (которые в центре и находились), как мне сказали местные, скорей всего не было. Следующим городом на моем пути значился карельский Пудож — до него было 150 км, и я решил торопиться. Сделал круг по узеньким, похожим на сельские, улочкам, сфотографировал несколько древних храмов — и двинул в Карелию. Как потом оказалось, навстречь приключению... но это, как говорится, совсем другая история. А в Каргополь придется ехать заново — на подольше.

Тотьма

Тотьма  >  Другие фото

Каргополь

Каргополь  >  Другие фото

Беломорск, бывший целью и крайней точкой всего путешествия, я, что называется, не прочувствовал. Может виною тому была погода, помешавшая прогуляться по городу и повлиявшая на первое от него впечатление, а может — несоответствие реальности моим ожиданиям, о чем я уже написал выше. И, вспоминая сейчас о Беломорске, я вижу лишь бурную реку Выг и ровную, сливающуюся с небом водную полосу там, куда эта река убегает. Полоса — Белое море, и тот пейзаж таит в себе какую-то манящую силу. Но я задумываюсь и понимаю: да, мне хотелось бы вновь оказаться у этого моря, но, пожалуй, уже не в Беломорске.

Беломорск

Беломорск  >  Другие фото

А вот в Петрозаводск я с удовольствием вернулся бы снова. Мне нравится этот город, но почему — точно не сформулирую. Возможно, все дело в озере. В день моего приезда оно было накрыто тяжелыми дождевыми тучами, в день отъезда над ним сияло ослепительно яркое солнце. И оба эти раза озеро было невыразимо прекрасным. Я могу смотреть на водную ширь бесконечно; на Онежское озеро с набережной в Петрозаводске мог бы смотреть, наверное, бесконечнее вдвое...

Петрозаводск Петрозаводск

Петрозаводск  >  Другие фото

И другое место, куда меня тянет — это село Ферапонтово, а точнее — древний Ферапонтов монастырь. Ныне это музей, но его энергетика (мне не нравится слово, но не могу подобрать синоним) воистину невероятна. Там на душе становится спокойно, а голова очищается от ненужных мыслей. И если искать какое-то образное описание моим ферапонтовским ощущениям, то оно будет следующим: там хочется обнять небо. Ни больше, ни меньше.

Ферапонтов монастырь

И есть еще Александро-Свирский монастырь, в котором я побывал уже дважды и где испытал одни из сильнейших в своей жизни эмоций. Но рассказывать об этом не буду — слишком личное...

Александро-Свирский монастырь

Журавли

А еще я видел пару журавлей. Было это где-то в Вологодской области. Я заметил их краем глаза, когда проезжал по пустынной дороге мимо огромной заболоченной поляны. Остановился, вышел из машины, попытался приблизиться, насколько было возможно. Но журавлям мои действия не понравились — они зашагали прочь, увеличивая расстояние. Я смотрел им вслед, пока почти не перестал различать изящные силуэты на фоне темного леса. Я впервые в жизни видел этих птиц вот так, в природе, пускай и издали. И подумал, что это, наверное, хороший знак. Знак, что я успею еще повидать много нового...

журавли

PS    Подробный фотодневник путешествия