510mln

УРАЛ – КАРЕЛИЯ — 2011.
Остров Валаам

Дмитрий Анисимов
июнь 2011

... «Метеор» отправляется из Сортавалы в девять утра и через сорок пять минут швартуется в Монастырской бухте на Валааме. Довольно холодно, то и дело начинает моросить дождь, заканчивает и начинается снова. Но когда у нас будет еще один шанс попасть сюда? И мы остаемся на острове до вечера ...

Пристань в Сортавале мы нашли заранее: как только устроились в гостинице, узнали у портье, откуда ходят катера на Валаам, пошли, посмотрели. Не обнаружили там, правда, ни кассы, ни расписания, ни других признаков цивилизованного туризма. Но у пристани стоял «Метеор», на «Метеоре» работали люди. И мы их спросили, и они нам сказали: уходим завтра в девять, билет стоит 650 рублей, купить его заранее нельзя. Ну, а места-то будут? Найдутся, говорят, обязательно найдутся.

Сортавала

Пристань в Сортавале

Утром спешим на пристань занять очередь, но очереди нет. Есть только два мужика и кошка. Мужики ловят удочками рыбу, бросают ее кошке, но кошка уже, видимо, сыта: на рыбу не реагирует. Ждем, когда начнется посадка на «Метеор» и удивляемся: неужели никто, кроме нас, на Валаам сегодня не хочет? Погодка, конечно, не самая лучшая — холодно, сыро. Но мы думали, что рейсы всегда здесь проходят с аншлагом, потому и спешили.

Сортавала

Пристань в Сортавале: рыбаки и кошка

Вскоре, однако, подходят еще несколько человек, а точно к девяти прибывает автобус (или два) с финскими туристами. Выстраивается очередь (мы — первые), в борту «Метеора» открывается дверь (или люк?), и начинается посадка. Нас сразу предупреждают, что обратно с Валаама мы сможем уехать либо в 12:00 с этим же «Метеором», либо в 17:00 с другим и из другой бухты. Мы думаем, что до двенадцати посмотреть ничего толком не успеем, но окончательное решение откладываем до прибытия на остров.

Отчаливаем, выходим... хотел написать «в море», но Ладога — это, конечно же, озеро. Самое большое пресноводное озеро в Европе: площадь около 18 тысяч квадратных километров, «габаритные» длина и ширина — 219 и 138 км соответственно. В него впадают 35 рек, одна из них носит то же название — Ладога. И ученые, я читал, спорят, какое название первично, т.е. озеро ли назвали по реке, или же реку по озеру. И что вообще означает слово «Ладога» — тоже спорят. Известно, что древние скандинавы знали Ладогу под именем «Альдога», и здесь разные исследователи находят созвучия с финским aalto (волна) или древне-скандинавским Aldauga (старый источник, подобный открытому морю). Славяне же звали это озеро Нево. И единственная вытекающая из него река — Нева. И что из них в честь чего, я тоже, увы, не в курсе.

Валаам

Остров Валаам, Монастырская бухта. Здесь расположена центральная усадьба Валаамского монастыря со Спасо-Преображенским собором

А вот насчет Валаама разногласий практически нет. Этот крупнейший из ладожских островов финны издавна называли Valamo — «высокая земля», или может Valamaa — «светлая (священная) земля». Русские монахи услышали в иностранном слове имя одного ветхозаветного пророка и переиначили «Валамо / Валамаа» на «Валаам». Не знаю, вкладывали ли они в это какой-то глубинный смысл, ведь, на мой взгляд, пророк Валаам — совсем не тот персонаж, чьим именем стоит гордиться. Был он знаменитым магом, и царь моавитян Валак призвал его наложить проклятие на израильтян, пришедших завоевать Палестину. Но Бог внушил Валааму не делать этого, и тот не проклял, а благословил народ Моисея. Но т.к. сделал он это не по своей воле и не от чистого сердца, то потом научил Валака, как «нейтрализовать» сие благословение. Устрой, говорит, для них пир, на котором они будут предаваться блуду с моавитянками, пить вино и чревоугодничать; также подсунь им мясо жертвенных животных, есть которое — страшный грех. Валак так и сделал, израильтяне повелись, и за это Бог наслал на них страшный мор.

Впрочем, о делах пророка Валаама нынче мало кто знает, а вот о Валааме-острове слышали многие. И название его воспринимается само по себе, вне связи с ветхозаветной историей и без мыслей о том, достоин ли остров имени пророка, или достоин ли пророк увековеченья в имени острова.

Валаам

Остров Валаам: торговля, строительство, ремонт... и безмятежность

Подходим к Валаамскому архипелагу. Он состоит из пяти десятков маленьких и малюсеньких островков, сосредоточенных вокруг одного большого — собственно Валаама. Плохая погода не позволяет нам рассмотреть округу: стекла в салоне «Метеора» запотели, а на открытой палубе в лицо бьет пропитанный дождем ветер. Оглядеться удается лишь в защищенной бухте, пункте нашего назначения. Мы видим поднимающиеся из вод скалы, на них — лес, и над лесом — купола собора и колокольню. Все торжественно, несмотря на непогоду.

Причаливаем, сходим на дощатый настил плохо обустроенной пристани. Пробравшись по скользкой глине мимо куч земли и сложенных меж ними стройматериалов, оказываемся на идущей вдоль берега мостовой. Это так называемая Главная монастырская дорога, соединяющая по суше Монастырскую и Большую Никоновскую бухты Валаама. Мы сейчас в Монастырской, и здесь рядом, на горе, куда ведет широкая гранитная лестница из шестидесяти двух ступеней, находится центральная усадьба монастыря.

Валаам

Карта-схема острова Валаам. С сайта www.trip-guide.ru

Эта усадьба представляет собою два образованных двух- и трехэтажными жилыми и хозяйственными корпусами прямоугольника (каре), расположенных один внутри другого. На территории — несколько маленьких церквей: Успенская и Никольская во внутреннем каре, церковь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник», церковь во имя Живоначальной Троицы и надвратная церковь святых апостолов Петра и Павла — во внешнем. А в самом центре усадьбы — большой Спасо-Преображенский собор и высокая многоярусная колокольня, которую видно со многих точек острова. Думаю, и с колокольни должны открываться потрясающие виды на окрестности. Но нам не довелось на нее подняться: в монастыре шел ремонт, колокольня была в лесах, на нее не пускали. Мы осмотрели только собор, в котором меня поразила настенная роспись. Я бы подумал, что над нею работал кто-то из великих русских художников, но потом нашел в интернете сведения о том, что все сделали «простые» монахи. Не так давно роспись была отреставрирована, причем, на мой взгляд, совершенно замечательно: восстановлены все детали сцен и лиц, но при этом стопроцентно сохранен дух старины. К сожалению, в соборе нельзя фотографировать. Хотя — почему к сожалению? Зная, что не увезем с собою снимков, мы довольно долго бродили по храму, рассматривая и стараясь получше запомнить его убранство. А сквозь видоискатель фотоаппарата все воспринималось бы иначе — не так глубоко и как бы «не для себя».

Валаам

Спасо-Преображенский собор и колокольня. Вид с Главной монастырской дороги

Закончив экскурсию по собору, сверились с картой, купленной еще в Сортавале в сувенирной лавке у пристани, и отправились исследовать остров. К этому моменту мы уже решили, что останемся здесь до вечера. Сначала прогуляемся к Никольскому скиту, потом вернемся в центральную усадьбу и пообедаем — если, конечно, найдем, где тут кормят. А затем потопаем по Главной монастырской дороге в Никоновскую бухту, откуда в 17:00 уходит на материк последний «Метеор». По пути должны увидеть еще пару скитов. Именно скиты, строившиеся когда-то как места уединенного проживания иноков — это своего рода символы Валаама и важная часть монастырской истории.

Валаам

Никольский скит. Находится на острове Никольском, который с Валаамом соединен деревянным мостом.
Когда-то здесь находилась своего рода таможня, где досматривали всех прибывающих на Валаам, чтобы они не провезли с собой алкоголь и табак.
Церковь во имя святителя Николая построена в 1853 году

Валаам

Часовня на острове Светлый при входе в Монастырскую бухту. Возведена недавно, что видно и по изощренным формам, и по чрезмерно богатой отделке.
В старину у строителей получалось как-то проще, гармоничней и душевней

Кстати, хотя историю Валаамской обители принято отсчитывать с глубокой древности (при том документально она подтверждается лишь с начала XV века), памятников былинных лет здесь не ищите. То, что мы можем видеть сегодня, построено в основном в XIX веке, да и то не все сохранилось в первозданном виде. Причины понятны: деревянные храмы сгорали в пожарах и войнах, каменным досталось от новых войн и от Советской власти. К тому же Валаам в разное время бывал и под шведами, и под финнами, не особо уважавшими православие. Сейчас здесь все восстанавливают или, как это модно говорить, «возрождают». Не берусь судить об истинных целях и задачах такого возрождения, не могу сказать, чего здесь больше — веры или бизнеса, искренности или показухи. Лучше просто продолжу свой рассказ об увиденном на острове.

Может это покажется странным, но всякий раз, вспоминая Валаам, я первым делом представляю не собор, не скиты и часовни, а цветущую сирень на фоне холодной Ладоги. Неожиданное зрелище, невероятное сочетание! Я знал, что здесь будут гранитные скалы и высокие сосны, но сирень на этих скалах меж этих сосен — что-то неземное. Монахи, засадившие когда-то остров такими кустами, знали, что делают: благодаря им Валаам даже холодным ладожским летом кажется раем. Конечно, цветет сирень недолго... тем больше повезло нам, попавшим сюда именно в это время.

Валаам

Валаамская сирень

Впрочем, и «исконная» природа здесь прекрасна. Я бы написал «прекрасна суровой северной красою», но хочу избежать штампа, хоть он, надо сказать, и очень точен. «Суровость» — именно то слово, которое приходит на ум, когда рассматриваешь неброские валаамские пейзажи. А второе слово — пожалуй, «безмятежность». Особенно ярко я ощутил это состояние, когда присел на лавочку в одном из тихих уголков Валаама у самой кромки прибоя. Равнина озера предо мною, надежный гранит под ногами, плеск волн и легкий шорох дождя по воде... Я мог бы сидеть так часами, но этих часов у нас не было. Нам нужно было снова идти туда, где неподвижную природу и торжественную архитектуру разбавляют собой суетливые люди. Нам самим нужно было стать суетливыми людьми: поесть, согреться и спешить через весь остров к «Метеору», попутно обстреливая окрестности фотоаппаратом, чтобы увезти с собою не только впечатления, но и доказательства: мы здесь были, мы это видели...

Валаам

Валаамский пейзаж

Валаам

На берегу

Пообедали в летнем кафе возле монастырской центральной усадьбы: уха из форели, второе, кофе — 480 рублей на двоих. Погода не располагала к трапезе на открытом воздухе, но «теплых» точек общепита мы не нашли. Валаам вообще не особо рад туристам: мы почувствовали это, еще пробираясь через грязь от пристани к дороге, и потом, когда нашли только это неуютное кафе, и потом, когда «Метеор» нам пришлось ждать под дождем, до последнего момента толком не зная, точно ли в 17:00 он отходит, или позже, или его нет вообще. Но это я уже забегаю вперед: от места обеда до «Метеора» нас отделяло несколько часов и шесть километров. И вот, допив кофе, мы вышли на Главную монастырскую дорогу и отправились по ней в Большую Никоновскую бухту.

Добраться туда можно было б и по воде: местные жители предлагают прокатить из Монастырской в Никоновскую на лодках и обещают великолепные виды берегов с воды. Было бы тепло и солнечно — мы бы, пожалуй, согласились. Но в данной обстановке предпочли сухопутный маршрут, на котором нас ожидали еще и скиты, Свято-Владимирский и Гефсиманский.

Валаам

Обед: кошки не дремлют

Как я уже писал выше, Главная монастырская дорога возле центральной усадьбы вымощена камнем. Оказалось, однако, что буквально через десяток метров она становится обычной грунтовкой, хотя и хорошо укатанной и не раскисшей даже в такую погоду.

Большую часть пути мы шли по этой дороге сквозь дремучий валаамский лес в одиночестве. Пару раз нас обогнали и пару раз прошли навстречу УАЗики с местными жителями или рабочими, и еще один раз — «девятка»... ДПС! Была еще группа туристов, состоявшая в основном из детей. Они шли быстро и ушли вперед, но затем мы снова столкнулись с ними, когда хотели свернуть с Главной дороги к Свято-Владимирскому скиту. Дети туда уже сходили и сообщили, что путь в скит преграждает охранник, который может пропустить только «по благословению игумена». У детей такого благословения не было, у нас тоже. Поэтому все вернулись на Главную дорогу и снова потопали в сторону Никоновской бухты: они вперед, а мы — не спеша.

Валаам

Главная монастырская дорога. Слева вверху — Монастырская бухта, справа внизу — сувенирные лавки в Большой Никоновской

Валаам

Валаамские чащобы

А на второй из «запланированных» скитов, Гефсиманский, мы таки посмотрели. Правда, только снаружи. Скит расположен у самой дороги, но на территорию вход тоже лишь «по благословению». Что ж, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. У Гефсиманского скита было неожиданно многолюдно: здесь остановилась группа с экскурсоводом, прибывшая, видимо, с теплохода из Большой Никоновской бухты. Тут надо сказать, что роли между двумя основными пристанями Валаама распределены сообразно их размерам. В Монастырскую бухту заходят «Метеоры» и прочая мелочь, а речные круизные суда швартуются в Никоновской. Соответственно, туристы-круизеры, чтобы посмотреть центральную усадьбу, должны проделать шестикилометровый путь по Главной монастырской дороге и вернуться обратно. Хотя, возможно, им могут предложить автобус или катер. А еще из бухты в бухту по суше ходят маршрутки, но для больших организованных групп они, понятное дело, непригодны.

Валаам

Гефсиманский скит

От Гефсиманского скита до Большой Никоновской бухты уже рукою подать. Мы ожидали увидеть что-то вроде речного вокзала, но бухта оказалась еще более дикой, чем Монастырская. Большая вытоптанная поляна, по краю которой протянулись лавки торговцев сувенирами, да открытая пристань, у которой борт к борту стоят три теплохода. Наш «Метеор», как нам сказали, пришвартуется к дальнему из них, во сколько — на теплоходах не в курсе, но «раз вы знаете, что в пять, то к пяти и подходите». Ладно: время у нас еще было, и мы сходили в расположенный тут же, в бухте, на горке, Воскресенский скит. Предание гласит, что именно на этом месте апостол Андрей Первозванный воздвиг когда-то крест и предрек Валааму великое будущее. Красивая легенда, но на самом деле маловероятно, что Андрей вообще посещал Русь, не то что добирался до Ладоги и Валамо.

Валаам

Большая Никоновская бухта

Валаам

Воскресенский скит. В построенной в 1906 году церкви два храма, нижний из них является копией пещеры Храма Гроба Господня в Иерусалиме.
Отсюда и второе название скита — Новый Иерусалим

К пяти часам мы вернулись на пристань, сквозь два теплохода прошли на третий, дальний. Но «Метеора» за ним не оказалось. Стоим на теплоходе, подходят еще желающие уехать в Сортавалу, но тут нас всех выгоняют обратно на причал, под дождь и ветер. Не положено, мол, посторонним находиться на судне, даже если они ждут другое судно, которое должно пришвартоваться к этому. А на часах уже начало шестого, на пристани собирается довольно много жаждущих попасть на «Метеор». Нас обещали позвать, когда он подойдет, но не зовут, и это подозрительно. Посылаем на теплоходы парламентера, и... что бы вы думали? Конечно, наш «Метеор» уже пришвартовался, и его команда недоумевает, где все пассажиры...

Валаам

Круизные теплоходы в Большой Никоновской бухта

Вот так мы съездили на Валаам — красивый остров со знаменитым монастырем и неустроенным туристическим бытом. Но разве последнее нас, россиян, пугает? Нет, даже не удивляет. И я бы с удовольствием посетил Валаам снова, для разнообразия — при хорошей погоде. Мы взяли бы с собой термос с чаем и какой-нибудь еды и не стали бы ходить по скитам, а просто сели бы на ту самую скамеечку на бережку, да и сидели бы, пока часы не позовут на пристань. Суровая безмятежность. Сирень на фоне Ладоги. Все остальное — не важно.


Фотографии Валаама — ЗДЕСЬ.


К списку статей


© Дмитрий Анисимов

 
Rambler's Top100               
главная дороги привалы разное