УРАЛ — КАРЕЛИЯ — 2014:
день уроков
...В Каргополе дорогу мне перебежала черная кошка. Возможно, я не придал бы этому значения, но навстречу ехал автомобиль с местными номерами, и он вдруг остановился: явно специально, чтобы первым траекторию кошки пересек я. Такое поведение меня почему-то расстроило, а дурацкая примета вмиг приобрела вес. И когда я покинул Каргополь и взял курс на Пудож, кошка... «сработала».
А начинался тот день просто замечательно. Я отлично выспался и вкусно позавтракал в гостинице «Рубин», что в деревне Козловка под Никольском Вологодской области. Выехал в прекрасном настроении, катил себе, особо не торопясь, часто останавливался пофотографировать красоты окрестностей. Такое бывает со мною не часто: душевный подъем, все вокруг нравится и каждая мелочь восхищает. А уж после того, как я посетил город Тотьму и постоял там на верху колокольни церкви Входа в Иерусалим, в душе моей и вовсе наступил праздник.
Потом я впервые в жизни увидел журавлей. Праздник разросся до размеров фестиваля. Потом впервые в жизни въехал в Архангельскую область. Фестиваль стал международным. И в таком удивительном состоянии прибыл я в город Вельск, где судьбе, или высшим силам, или моему ангелу-хранителю, который, безусловно, существует, было угодно преподнести мне первый за сегодня (но уже скольки-то-там-тысячный в жизни) урок.
Да, со мною такое случается часто: как только меня хоть немного заносит, жизнь (или ангел-хранитель) тут же ставит меня на место. И порою — довольно грубо. Зная об этом, я стараюсь не допускать подобных заносов ни в мыслях, ни в действиях, но получается это, увы, не всегда и не всюду.
И сейчас именно так все и вышло. Я окрылен был дорогой, с легкостью пожирал незнакомые километры, мне не было преград и для меня не существовало расстояний. И вдруг я с чего-то начал думать о том, что все сейчас ездят с этими модными навигаторами, и только лишь я, старый морской волк, легко и свободно нахожу путь по бумажному атласу и придорожным указателям. Опыт и знание географии! — и плевать мне на все эти джи-пи-эсы с глонассами!
И вот город Вельск Архангельской области. Где-то сразу за ним проходит трасса М8 Москва — Архангельск, на которую я и планирую выйти. Еду по Вельску, смотрю на указатели, сворачиваю как бы по нужным, но попадаю в какой-то частный сектор. Останавливаюсь, спрашиваю местных. Мне объясняют и показывают, куда нужно ехать. Я вроде бы точно выполняю все их инструкции, но снова оказываюсь там, где нет ни намека на выезд из города. Возвращаюсь по уже пройденным улицам к последней крупной развилке, понимаю, что — да! — я свернул там неверно, и еду теперь так, как, казалось бы, надо. Вельск, наконец, позади. Пересекаю какую-то не слишком широкую и пустую дорогу, еду, еду, еду... Проезжаю деревню с почетным названием Ленино-Ульяновская и... УПИРАЮСЬ В ТУПИК! Да, поперек асфальта — бетонные блоки и намертво закрытый шлагбаум со знаком типа «кирпич». За ними — железная дорога, а дальше параллельно ей — дорога автомобильная, и на ней я различаю в бинокль указатель на трассу М8. Т.е. кто-то просто взял и перегородил мою дорогу, ведущую к дороге, ведущей к М8. Бред!
И вдруг меня осеняет. Выехав из Вельска, я УЖЕ ПЕРЕСЕК архангельскую трассу (та самая «не слишком широкая и пустая дорога»), тогда как мне нужно было просто свернуть там направо! Проклиная себя и смеясь над собою (старым морским волком), возвращаюсь через Ленино-Ульяновскую, выскакиваю на М8 и на радостях даю газу. И этот поступок, блин, тоже не остается безнаказанным: как потом выясняется, его тут же фиксирует гаишная камера, и вскоре после возвращения из поездки я получаю по почте «письмо со штрафом». Мастер художественного ориентирования посрамлен, опытный гонщик пойман с поличным. Вот такой вот урок на тему «не зазнавайся»...
Но на этом мои приключения не заканчиваются. Я мчусь по трассе М8 и знаю, что когда-то мне нужно будет свернуть с нее налево на второстепенную дорогу к городу Няндома. И тут начинает заканчиваться топливо. А ведь я видел АЗС в Вельске, но подумал, что заправлюсь потом где-то на трассе. Только заправок вдоль М8 почему-то не наблюдается. А я еду быстро, чтоб компенсировать потерянное в блужданиях время, и бензин расходуется соответствующе. И вот у обочины знак: АЗС, 20 км. Переживаньям конец, но, как оказывается, ненадолго. Километров через 15 я вижу своротку на Няндому, и мне нужно срочно принять решение: повернуть и надеяться, что заправка будет там, или проехать вперед, т.к. она может быть на М8.
Думаю, что вероятность расположения АЗС на федеральной трассе выше, и следую прямо. Только ни через 5 км, ни через 10 ничего нет. Я разворачиваюсь, возвращаюсь и ухожу на Няндому, переживая о пройденном зря расстоянии. Заправки нет и на этой дороге. Еду по пустынным местам, миную пару деревень, удивляюсь, где заправляются их жители и с тревогой слежу за ползущей к нулю стрелкой топливомера. Километр за километром, нервная клетка за нервной клеткой. К Няндоме подъезжаю буквально на последних парах, вижу — о, чудо! — заправочную станцию и, подкатив к колонке, отчетливо слышу недовольное гудение своего бензонасоса в практически пустом баке. Нет, я понимаю урок с ориентированием — но с бензином-то за какие заскоки?
После заправки жизнь опять начинает налаживаться. Полный бак, предвкушение скорой ночевки в Каргополе. И погода нежданно настраивается: весь день закрывавшие небо тучи рассеиваются, и прекрасный мир заливает мягкими солнечными лучами. Душа моя снова поет, и я прибываю в Каргополь беззаботным и абсолютно счастливым.
А, там, в Каргополе, тоже праздник и пение. Оказывается, это фестиваль ремесел. Узкие улочки заполнены людьми, весь центр перекрыт в связи с гуляньями и концертом, в гостиницах, как говорят мне местные, свободные места имеются вряд ли. Проверить бы самому, но гостиницы — в том самом закрытом для въезда центре. Пройти туда пешком — буду переживать за машину, которую придется оставить где-то на улицах. А тут еще черная кошка, перебежавшая мне дорогу. Настроенье слегка опускается, и я решаю продолжить путь и доехать до Пудожа, что в Карелии.
Дорога из Каргополя — прямая, как стрела, и ровная, как скатерть. По сторонам стенами стоит лес, а там, где дорога упирается в горизонт, висит яркое вечернее солнце. И поэтому почти ничего впереди я не вижу — не помогает даже опущенный козырек. Но, тем не менее, мчу хорошо так под сотню, потому что пусто, ровно, да и я, как известно, опытный водитель и старый морской... БАХ! и потом еще так чуть тише: БА-бах! Я каким-то чудом не выпускаю руль и никуда не улетаю; еще ничего не поняв и действуя абсолютно бессознательно, останавливаю машину. Отстегиваю ремень, открываю дверь, в предчувствии чего-то ужасного буквально вываливаюсь наружу. Со стороны заднего левого колеса идет громкий шипящий звук: я смотрю на него и вижу, как шина с каждой секундой становится тоньше и тоньше. Но есть же запаска! Тут взгляд мой падает на переднее левое, и меня прошибает холодный пот. Это колесо не шипит, потому что шипеть уже нечему — колпака нет, диск смят, шина спущена полностью...
На меня накатывает волна отчаянья. Я в двух тысячах километров от дома, кругом лес, у меня нет двух колес, запаска всего одна... Проклиная свою неосмотрительность, иду туда, где случились мои два ба-баха. Класс! На всю идеально ровную дорогу имеется ОДНА-ЕДИНСТВЕННАЯ яма, причем почти на осевой. И именно в нее я и попал... Нет, не так: именно Я именно В НЕЕ и попал. Потому что вновь был слишком самонадеян, потому что ехал слишком быстро для данных условий, да еще и — как опытный — специально держался ближе к центру дороги, дальше от плохо различимых обочин. И что теперь делать, откуда ждать помощи?
Однако, пока возвращался от ямы к машине, в голове прояснилось, и пульс успокоился. Буду надеяться, что подвеска осталась в целости. Переднее колесо сплющено в хлам — вместо него поставлю запаску. А заднее кажется смятым не так основательно: попробую выправить, и может удастся тихонечко ехать, регулярно его подкачивая. Сказано — сделано. Переднее поменял, заднее подкачал. Шипит, спускает, но вроде бы медленно. Проехал 10 км, остановился, проверил; проехал еще 10, остановился, подкачал. Жаль, что асфальт вскоре закончился — на грунтовке выходить пришлось чаще. Тем более, дорога стала извилистой и рельефной, и спущенная шина ощущалась на всех этих поворотах и перегибах особенно явственно. А еще я боялся, как бы колесо не разбортировалось.
Вот так, короткими «перебежками», сквозь пустынную местность абсолютно белою ночью добрался я до границы Карелии, а потом и до города Пудожа. В Пудоже нашел гостиницу, где после такого насыщенного событиями дня уснул абсолютно мертвецки. А утром нашел шиномонтажку, где мне быстро и недорого выправили оба смятых диска, так что запаска снова стала запаскою, и мои потери свелись лишь к декоративному колпаку, который я вчера в отчаяньи не стал даже разыскивать. И я снова отправился в путь, и старался не думать о себе слишком хорошо, не зазнаваться и не нарываться тем самым на неприятности. Уроки были усвоены. Будущее покажет, надежно ли.
...Я много раз прокручивал в голове события этого дня и особенно — историю с ямою. И далеко не сразу до меня дошло следующее. Когда я смял колеса, я был приблизительно в двадцати (!) километрах от Каргополя и примерно в ста двадцати (!!) — от Пудожа. И короткий отрезок до Каргополя был мне уже известен, длинный до Пудожа — абсолютно неведом. Но простая мысль ВЕРНУТЬСЯ даже не пришла в мою голову! Что это — дурь или менталитет? Буду надеяться, что второе. В смысле, «только вперед» и «русские не сдаются». Но вообще забавно, не правда ли?