УРАЛ — КАРЕЛИЯ — 2011:
новый маршрут

Дмитрий Анисимов
июнь 2011

Да, мы съездили в Карелию снова! Тот же повод, тот же автомобиль, тот же экипаж. Но маршрут был выбран, конечно же, отличный. Отличный от прошлогоднего и отличный в смысле прекрасный. Природа, архитектура, история, настроение... А что дороги не везде хороши и кормят в придорожных заведениях однообразно, так это, право же, такие пустяки, что если о них и писать, то пару слов, не более. С этой «пары слов» и начнем.

Дороги в России традиционно принято ругать, и чем сильнее, тем оно лучше. Но мне хотелось бы быть оптимистом. И в прошлом году, и нынче мы много где наблюдали интенсивное дорожное строительство и видели (ощущали!) его результаты. Из откровенно плохих участков вспомню лишь разбитую трассу меж Омутнинском и Пермью, да еще грунтовку, по которой мы ехали из Сортавалы в Медвежьегорск. Но на грунтовку ту свернули мы сами — посмотреть Карелию «изнутри». Так что она — «вне зачета», ибо была ей широкая асфальтированная альтернатива.

Что касается пищи, то в этой поездке меня посетила и с тех пор преследует одна мысль. Вот возьмем, например, Европу. Там через каждую пару сотен километров — новая область, а то и вообще другая страна со своими традициями и своей кухней. По России же едешь тысячу километров, другую, третью, но и традиции те же, и во всех придорожных кафе — одно и то же меню, и солянка в Пермском крае ничем не отличается по составу и вкусу от солянки на Вологодчине. Стандартизация?

И еще один момент. В Рыбинске мы хотели попробовать что-нибудь волжское, но нам предложили минтай. В Лодейном поле «рыба по-свирски» оказалась пангасиусом. В магазине в Медвежьегорске вся колбаса была московского производства, а уж о том, что пиво по всей стране продается одно и то же, я вообще молчу. Глобализация?

Впрочем, раз уж я собрался быть оптимистом, то скажу так: зато все привычно и не требует аклиматизации. И перейду к описанию маршрута.


*  *  *  *  *

Как я уже заметил выше, повод для нашей поездки в этом году был тем же, что и в прошлом — конференция, на которой я должен был выступить. Но маршрут мы проложили иначе, и причин тому было две. Во-первых, если конференция-2010 проходила под Петрозаводском, то нынешняя — под Медвежьегорском, подальше. Во-вторых (и это главное), нам хотелось посмотреть новые места как в самой Карелии, так и по пути туда. Прошлогодний опыт позволил нам спланировать поездку свободней и больше импровизировать по ее ходу. И вот что у нас получилось в итоге.

Пробка по дороге в Пермь

День первый, 11 июня, суббота. Здесь все вышло точно так же, как и год назад: Екатеринбург – Пермь – Киров – Мантурово Костромской области. Ехали без остановок, хотя под Пермью и затем перед Краснокамском прямо на трассе неожиданно попали в пробки, причин происхождения которых так и не поняли. В Мантурово заночевали в знакомой и, теперь уже можно сказать, любимой гостинице «Водолей». К сожалению, номера в ней подорожали: мы заплатили 2300 рублей против 1900 в прошлом году. За день проехали 1212,6 км, сожгли 79,2 литра бензина. Средняя скорость составила 72,1 км/ч, средний расход топлива — 6,5 л/100 км. Температура воздуха за бортом менялась от +11°С утром в Екатеринбурге до +7°С днем в Кировской области, и затем снова до +11°С вечером в Мантурово.

Привал. Скоро пойдет дождь, и автомобиль перестанет быть таким сверкающе-чистым

Административный корпус гостиницы «Водолей». Ночная парковка и «нумера» расположены за ним, во внутреннем дворе

День второй, 12 июня, воскресенье и праздник — День России. Из Мантурово, как и в прошлом году, едем в Кострому, из Костромы знакомой дорогой — в Ярославль. Но здесь в город не заезжаем, уходим по указателям на Тутаев и Рыбинск. В Рыбинск прибываем в час дня по местному (московскому) времени и, оставив машину в центре, гуляем по набережной, обедаем. Затем переезжаем по мосту через Волгу и держим курс на Череповец. В 17:20 — граница Вологодской области, в 18:00 — город Череповец. Проходим его насквозь, ориентируясь на указатели «Санкт-Петербург» и «Вологда». За городом на развилке Вологда — Новая Ладога выбираем Ладогу. В 20:45 мы в Ленинградской области. Идем на Питер, но, немного до него не доехав, сворачиваем на Тихвин, куда прибываем ровно в полночь. На улице, однако, светло — белые ночи. Довольно быстро находим одноименную с городом гостиницу и устраиваемся там, заплатив 2600 руб. за двухместный номер и еще 100 — за охрану автомобиля.

За день пройдено 958,2 км со средней скоростью 75,4 км/ч. Израсходовано 62,2 л бензина, средний расход составил 6,4 л/100 км. Погода весь день стояла прекрасная, температура на улице доходила до +19°С.

На въезде в Рыбинск

Рыбинск: памятник Ленину «в зимнем», единственный в мире памятник бурлаку, речной вокзал и хлебная биржа, Спасо-Преображенский собор, Рыбинский мост

Череповец

Вид из окна нашего номера в гостинице «Тихвин»: на улице, между прочим, полночь. Белая полночь

День третий, 13 июня, понедельник (выходной в связи с тем, что праздник 12 июня пришелся на воскресенье). Едем в Тихвинский монастырь. Он тут же, в городе, совсем недалеко от гостиницы. Осмотрев его, примерно в 10:20 покидаем Тихвин и держим путь на Лодейное поле. Асфальт несколько раз прерывают грунтовые участки, но качество их вполне сносное. Через 160 км от Тихвина выезжаем на трассу М18 и идем по указателям на Мурманск. Наша ближайшая цель — Александро-Свирский монастырь, и туда мы прибываем в 13:07 (от Тихвина — 193 км). На знакомство с монастырем уходит около трех часов. Пообедав в кафе «Паломник», в 16:05 снова трогаемся в путь, и уже буквально через десять минут и двадцать километров въезжаем в Карелию!

На парковке возле Александро-Свирского мужского монастыря

Карелия!

Наша конференция, как я уже говорил, проходит под Медвежьегорском, но до ее начала — еще два дня. И потому согласно своему плану мы движемся совсем в другую сторону, совсем в другую карельскую местность — в Сортавалу. Вскоре слева видим (впервые в жизни!) Ладожское озеро. Дорога идет вдоль него: едем, иногда останавливаемся, чтобы пофотографировать непривычные для нас пейзажи. В 18:35 проезжаем Питкяранту, в 19:50 прибываем в Сортавалу. Находим гостиницу «Скандинавия», где заранее забронировали номер (3600 руб. за два дня, включая парковку и завтраки). Завтра — на Валаам.

А «технические» итоги этого дня таковы: 423,7 км, 28,0 л, средняя скорость 62,8 км/ч, средний расход 6,6 л/100 км. Погода менялась от прохладной сумрачной утром в Тихвине до теплой солнечной днем в Александро-Свирском монастыре, и затем до пасмурной прохладной вечером в Сортавале.

Ладога

Дорога вдоль Ладоги

День четвертый, 14 июня, вторник. Автомобиль остается отдыхать на гостиничной парковке, а мы идем на пристань. От нашей гостиницы до нее — пятнадцать минут пешком. «Метеор» отправляется в девять утра и через сорок пять минут швартуется в Монастырской бухте острова Валаам. Довольно холодно, то и дело начинает моросить дождь, заканчивает и начинается снова. Но когда у нас будет еще один шанс попасть сюда? И мы остаемся на острове до вечера. Для справки отмечу, что билеты на двоих на «Метеор» из Сортавалы до Валаама обошлись нам в 1300 рублей. Обратные стоили столько же.

Валаам: цветущая сирень под дождем на фоне Ладожского озера

День пятый, 15 июня, среда. Позавтракав в гостинице, садимся в машину и, сделав экскурсионный полукруг по Сортавале, выезжаем в ту же сторону, откуда позавчера приехали. Судя по карте, у нас есть два варианта пути до Медвежьегорска. Первый — через Пряжу и Петрозаводск, второй — через Суоярви. В атласе обе эти дороги обозначены одинаковым цветом, означающим «асфальт». При этом вторая короче и кажется более интересной, т.к. проходит через центр Карелии (наискосок от Ладожского озера к Онежскому), минуя более-менее крупные поселения. Решаем ехать по ней.

Сортавала. Дом, что на заднем плане — одна из «визитных карточек» города

Первые 52 км от Сортавалы движемся по той же трассе, по которой прибыли сюда. Затем на развилке Питкяранта – Пряжа уходим на Пряжу. Еще через 10 км развилка Пряжа – Суоярви: сворачиваем на Суоярви и тут же оказываемся на грунтовке. Атлас наврал — отсюда на протяжении примерно 230 км асфальтированные участки попадались нам редко, были короткими, и качество их оставляло желать лучшего.

Дороги Карелии: путь из Сортавалы в Медвежьегорск через Суоярви

Озеро у дороги: так красиво, что не остановиться невозможно

В Медвежьегорск мы приехали в 16:35, и от Сортавалы наш одометр отсчитал 359,4 км. Пополнили продуктовые запасы в местном магазине и двинулись к крайней точке нашего пути — эко-отелю «Большая Медведица», что на берегу Онежского озера. В отеле были в 17:43, практически первыми из участников конференции. Большинство их организованно везли на автобусах из Петрозаводска, и эти автобусы задерживались. Потом нам рассказали, что на трассе Петрозаводск – Медвежьегорск велись ремонтные работы, и на некоторых участках проезд был затруднен. Значит хорошо, что мы не поехали через Петрозаводск!

Итак, мы устроились в отеле, а затем я съездил в Медвежьегорск на железнодорожный вокзал, где встретил прибывших на поезде коллег из Петербурга и Словакии. Довольно необычно, когда в Карелии вас встречает «такси» с екатеринбургскими номерами, не правда ли?

Всего же за этот день наш автомобиль преодолел 439,6 км, истратив 30,8 л бензина. Условия движения были не самые благоприятные, так что средняя скорость составила всего 52 км/ч, а средний расход топлива оказался самым большим за всю поездку — 7,0 л/100 км.

А от нашего дома в Екатеринбурге до парковки в «Большой Медведице» вышло 3034,2 км.

Пикник у обочины

День шестой, 16 июня, четверг. Машина отдыхает под карельскими соснами, а мы сидим на коференции, иногда сбегая на берег Онежского озера. Эко-отель «Большая Медведица» расположен в чудесном месте, а воздух здесь такой чистый, что первое время с непривычки кружится голова. Единственный неприятный фактор — это комары, но у нас с собою есть мазь, и карельским кровососам не удается попробовать уральской крови.

День седьмой, 17 июня, пятница. Конференция закончилась, пришло время возвращаться домой. Завтракаем, сдаем номер и в 10:00 отправляемся в путь. Ехать решаем как бы вокруг Онежского озера — вдоль его восточного берега. Поэтому направляемся не «назад», в Медвежьегорск и Петрозаводск, а «вперед» — в Повенец.

До Повенца оказывается всего 2 км. Здесь мы пересекаем знаменитый Беломорско-Балтийский канал, оказавшийся (по крайней мере, в этом месте) до того узеньким, что и не подумаешь, что это — «тот самый Беломор». На берегу его менее десяти лет назад построена необычная церковь: в традиционную для Русского Севера деревянную конструкцию гармонично вписан суровый бетонный каземат, а надстройка-колокольня над входом напоминает лагерную вышку. И мы сразу вспоминаем мрачную историю своей страны и тех, чьи жизни были растоптаны во имя великих свершений...

Церковь Николая Чудотворца в Повенце. Построена в 2003 году в память о строителях Беломорканала

Далее держим путь на старинный (основан в 1382 году) город Пудож, который проезжаем в 11:48 (172 км от «Большой Медведицы»). В 12:20 (218 км) покидаем Карелию и попадаем в Вологодскую область. Идем на Вытегру, которую знаем по прошлогодней поездке, и уже через 40 минут, миновав ее, оказываемся на дважды (туда и обратно) пройденном нами год назад участке пути.

Знакомая дорога всегда кажется короткой, и вот через 2 часа 45 минут, пролетевшие для нас незаметно, мы уже у поворота на село Ферапонтово. Заедем? — заедем! В Ферапонтово — старинный монастырь, ныне являющийся музеем, и в 2010 году мы сумели посмотреть на него только снаружи, т.к. были здесь вечером. А сейчас всего лишь около четырех часов дня, и мы можем увидеть те самые фрески Дионисия, о которых так много говорят и пишут.

Ферапонтов монастырь, село Ферапонтово Вологодской области

Ферапонтово покидаем в 17:15, а в 18:30 (604 км) мы уже в Вологде. Останавливаться на ночевку еще рано, и, не заезжая в город, мы уходим по трассе М8 по направлению на Москву. В 21:00 достигаем Ярославля (801 км), но решаем двигаться дальше, благо еще светло, и усталость пока не дает о себе знать. Еще через час двадцать мы в Костроме. По этому городу мы проезжали уже трижды (два раза в прошлом году и один раз в этом) и видели там большую гостиницу «Волга». В нее и селимся: свободные места есть, двухместный номер с завтраком стоит 2300 руб., а вот с парковкой возникает неожиданная проблема. Она забита машинами, поскольку в ресторане при гостинице идет концерт, и зрители разъедутся часа через два, не ранее. Однако нам повезло: нарезая по парковке медленные печальные круги, я увидел, как кто-то выехал, и успел занырнуть на его место. Поднимаемся в номер и пьем чай из термоса, любуясь видом на Волгу.

А пройдено в этот день 903,9 км со средней скоростью 80,5 км/ч, на что потрачено 59,3 л топлива, или 6,5 литров на каждые 100 км. Погода нам благоприятствовала, в основном было солнечно и тепло (до +18°C), и лишь на трассе между Вытегрой и Ферапонтово мы попали под дождь, и за бортом тогда холодало до +10°C.

Вид на Волгу с балкона нашего номера в гостинице в Костроме

Дни восьмой и девятый, 18-19 июня, суббота и воскресенье. Выезжаем из Костромы 18 июня в 8 часов утра по московскому времени и... 19 июня в 5:42 по времени уральскому прибываем к своему дому в Екатеринбурге. Таким образом за один присест (т.е. без ночевки) пройдено 1472,4 км. Средняя скорость 78,1 км/ч, средний расход бензина — 6,3 л/100 км. Я, безусловно, понимаю, что так ездить нельзя, и полноценный отдых со сном необходим в пути в буквальном смысле «жизненно». Но... дорога была знакомой, в ночь с 18го на 19е мы были уже возле Перми, и останавливаться на ночевку так близко от дома мне показалось как-то... странно, что ли. Так что эта поездка завершилась с опережением графика, и завершилась, слава Богу, благополучно.

В пути

А всего в ходе этого автопробега мы преодолели 5410,6 км. В прошлом году, напомню, было «всего» 4763. Поедем ли мы в Карелию снова? Вполне возможно, но раз на обоих знаменитых озерах — Ладожском и Онежском — мы уже побывали, то логично будет в следующий раз добраться до самого Белого моря. А это — еще больше километров и, наверное, дней.


*  *  *  *  *

Ну, вот рассказ о маршруте нашей второй поездки в Карелию и окончен. В двух следующих статьях я опишу остров Валаам, а также некоторые «ключевые» пункты, которые мы посетили по дороге. Здесь же в заключение приведу схемы двух наших «автопробегов Урал — Карелия». Возможно, кому-то они и пригодятся.

Маршрут 2011 года

Маршрут 2010 года    Читать на этом сайте