УРАЛ – КАРЕЛИЯ — 2011.
|
Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырьМы приехали в Тихвин белой июньской ночью. Маленький, с населением около 60 тысяч человек город удивил высотными домами, широкими улицами и огромной гостиницей, где мы устроились до утра. Нашей целью в Тихвине был старинный монастырь. Мы думали, что расположен он где-то в окрестностях, но утром с удивлением узнали, что до него от центра — всего пара кварталов. Издалека монастырь не увидеть, по крайней мере, с той стороны, откуда ехали мы. Пока не уткнулись в белую каменную стену с башней на углу, не знали, в ту ли улицу свернули или ошиблись. Увидев, что с одной стороны к монастырю вплотную подступают дома частного сектора, поехали вдоль стены в другую. Там обнаружился вход с красивой, но довольно «не древней» на вид надвратной церковью. Так и есть: потом я прочел, что церковь была построена в 1790е годы, а в 1860е перестроена архитектором Бенуа. И монастырские стены с башнями — это тоже «всего лишь» начало XIX века. Древность же скрывается внутри. Тихвинский монастырь: Введенские ворота с надвратной Тихвинской церковью Там, за наружными стенами, образующими слегка искаженную трапецию, заключена довольно большая территория. Но большая часть ее пустует. Лишь посредине, как «город в городе», стоит комплекс двухэтажных зданий в виде незамкнутого прямоугольника: кельи, трапезная, больничный корпус. Вот это уже XVI – XVII века. В одну из сторон комплекса встроены строгая Покровская церковь (1581 г.) и необычная «пятигнёздная» звонница (1600 г.). И, наконец, в центре этого «города» — Успенский собор, возведенный в 1507 – 1515 годах, т.е. еще до основания монастыря! Тихвинский монастырь: звонница и Покровская церковь Действительно, Тихвинский монастырь ведет свою историю только с 1560 года. Но у истории есть предыстория. Связана она с чудотворной Тихвинской иконой Божьей Матери Одигитрии (в переводе с греческого — «Путеводительницы») и рассказывается так. Образ Одигитрии был написан Святым Апостолом евангелистом Лукой еще при земной жизни Девы Марии. В 1383 году икона эта чудесным образом перенеслась из Константинополя, где тогда хранилась, на Русь и явилась рыбакам на Ладожском озере. Затем (в том же году) перемещалась еще несколько раз, пока не оказалась на берегу реки Тихвинки. Местный народ, пораженный чудом, тут же взялся строить здесь церковь. За день срубили три венца и разошлись спать. А утром не обнаружили ни бревен, ни иконы. Стали искать и нашли все на другом берегу. Так икона сама указала место для храма. Там его и возвели. В последующие годы церковь трижды горела, но икона всегда оставалась невредимою. Слава о ней распространилась по всей Руси, и вот в 1507 году по указу великого князя Василия III для нее в Тихвине заложили каменный Успенский собор. Был он сделан по подобию одноименного московского храма и для сих отдаленных мест был поистине грандиозен. За иконой же в те годы окончательно закрепилось название «Тихвинская». Успенский собор Тихвинского монастыря Поклониться ей приезжали люди разных сословий и отовсюду. Сам Иван IV Грозный был здесь в 1547 году, молился в Успенском соборе перед венчанием на царство. А в 1560 он же велел основать в Тихвине монастырь. И монастырь вырос вокруг собора по царскому указу, что, на мой взгляд, не совсем типично. Чаще ведь все начинается с того, как кто-то праведный пришел в пустынные земли, вырыл себе землянку или построил избушку, а потом вокруг него собрались единомышленники и основали обитель. Но вот чем точно судьба Тихвинского монастыря сходна с судьбами многих других монастырей сего края, так это участием в войнах Смутного времени. Монастырь разоряли поляки, захватывали шведы. В 1613 году, будучи в очередной раз выбиты из стен обители, шведы вернулись, чтобы сровнять ее с землею. Но осада завершилась благодаря чуду: в один из дней защитники монастыря вышли на стену с иконой Тихвинской Божьей Матери, и врага охватил внезапный страх. Шведам будто бы привиделось наступающее со всех сторон русское войско, и они в панике покинули свои позиции. Тихвинский монастырь: вид изнутри на стену, Столбовую (Юго-западную) башню и Сырково озеро Но что не удалось иноземцам, сумели сделать свои. В 20х годах XX века обитель была «взята» Красной Армией. Монахов прогнали, в монастырских стенах разместили гарнизон. Икону же поместили в Тихвинский краеведческий музей. Оттуда ее забрали в 1941 году захватившие город гитлеровцы. Икона оказалась во Пскове, а затем в Риге, где фашисты и оставили ее при отступлении. Тогдашний рижский епископ и будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн увез образ в США. И лишь 23 июня 2004 года Тихвинская Богоматерь вернулась на Родину. И сейчас каждый желающий и верующий может увидеть ее в Успенском соборе Тихвинского монастыря. Увидели икону и мы. А еще побродили по безлюдному в этот утренний час двору, полюбовались необычной звонницей и рукотворным Сырковым озером, что на территории прямо возле одной из наружных стен. Кстати, еще на входе мы прочли объявление, что фотографировать в монастыре нельзя. Но я не удержался. Я понимаю, что неприлично снимать, а главное — выставлять потом на обозрение фото людей в подобных местах, будь они хоть монахи, хоть посетители. Религия — дело глубоко личное. Но архитектура, и с ней — наша история, — их-то к чему секретить? Они, как ни заштампованно это звучит, принадлежат народу. План Тихвинского монастыря
А из Тихвина мы поехали в Лодейное Поле... Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырьПро «монастырь в Лодейном Поле» нам рассказала моя мама еще несколько лет назад. Родители путешествовали на теплоходе из Перми в Санкт-Петербург и по пути посетили эту обитель с экскурсией. На самом деле от Поля, где останавливаются круизные суда, до монастыря — километров двадцать с лишним. Ехать нужно по трассе М18 «Кола» (Петербург – Мурманск) и на 254м километре свернуть по указателю «Свирское». Еще километров пять, и вы увидите зеленые купола над белоснежными стенами и просторную автомобильную парковку. Дальше — только пешком. Парковка перед Александро-Свирским монастырем Едва выйдя из машины и оглядевшись, мы сказали друг другу: какой контраст с Тихвином! Там было пасмурно, здесь светит солнце, там — малолюдно, а здесь от переполненной стоянки к обители и обратно тянутся вереницы паломников. И все, что мы видим, заметно отличается от того, что запечатлели в свое время на снимках мои родители. Тогда монастырь еще только начинал восстанавливаться после советского разорения, сейчас же один из комплексов обустроен полностью, во втором ремонт и реставрация близятся, кажется, к завершению. «Комплексы» — это две части Александро-Свирского монастыря, каждую из которых можно принять за отдельную обитель. Но они и строились в одно время, и управлялись вместе. Называются Преображенским и Троицким. Расположены в паре сотен метров друг против друга и соединены прямой, недавно обсаженной деревцами аллеей. Автомобильная дорога подходит к тыльной части Троицкого комплекса, там же устроена и парковка. Обогнув (пешком) комплекс слева, видим впереди Преображенскую часть. Архитектура ее изящна и нарядна, тогда как Троицкий комплекс кажется более строгим и таким исконно северным, что ли. Реставрация идет как раз в Троицком, и хоть вход туда открыт, народу там немного. В Преображенском же многолюдно: люди сидят на лавочках во дворе, набирают воду в святом источнике, толпятся в иконных лавках, молятся в Преображенском соборе. Именно там находится рака с нетленными мощами святого преподобного Александра Свирского, основателя монастыря... Преображенский комплекс Александро-Свирского монастыря Троицкий комплекс Александро-Свирского монастыря Александр, в миру Амос, родился недалеко от этих мест в 1448 году в семье крестьян-вепсов. В девятнадцатилетнем возрасте тайно от родителей ушел на Валаам, был там в монастыре послушником, а в 1474 году постригся в монахи. На одном из островков Валаамского архипелага, называемом ныне Святым, есть скит имени Александра Свирского. Сам же он жил на этом островке в собственноручно вырытой тесной пещере. Еще по пути к Валааму при переходе реки Свирь близ Рощинского озера Александру было знамение, что в этом месте он когда-то создаст обитель. И вот через много лет, молясь в одиночестве на Святом острове, инок вдруг услышал: «Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное ти место, на нем же возможеши спастися». Было это в 1485 году. Попросив благословения у валаамского игумена, Александр вернулся в свирские леса, построил хижину на берегу Рощинского озера и стал жить там уединенно и праведно. Но, как обычно в те времена, к нему стали стекаться люди, ищущие совета, утешения или исцеления, либо просто желавшие поселиться подальше от мирской суеты. Так было положено начало новой обители. И тогда же сформировались две ее части: там, где сейчас Преображенский комплекс, жил сам Александр, там, где Троицкий — остальная братия. А через двадцать три года после поселения валамского монаха на Рощинском озере явилась ему Святая Троица. Событие это считается уникальным, т.к. до Александра Троичный Бог открывался человеку (то был Авраам) лишь однажды, а после Александра — никому. На месте явления Троицы поставили деревянную часовню. До наших дней она, конечно, не сохранилась — теперь там стоит часовня каменная, построенная в XIX веке. Во дворе Преображенского комплекса Александро-Свирского монастыря: Святые ворота и часовня Святой Троицы А самое старое сооружение монастыря — это церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Троицкой «половине». Она помнит самого Александра, ведь строить ее начинал именно он. Увидеть же завершение работ, скорее всего, не успел. Александр умер 30 августа 1533 года и был погребен возле другой церкви, Преображенской. А уже в 1547 году его причислили к лику святых, что само по себе уникально: обычно святых признают святыми лишь через многие годы, а то и столетия после смерти. Благодаря этому об Александре известно многое, ведь и его житие, и первые иконы с его изображением писались людьми или при участии людей, которые лично его знали. Во дворе Троицкого комплекса: слева звонница, в центре на заднем плане — церковь Покрова Пресвятой Богородицы Троицкий собор Александро-Свирского монастыря В 1641 году в обители строили новый каменный Преображенский собор вместо обветшавшей деревянной церкви и случайно откопали гроб святого. Заглянув внутрь, увидели нетленное, совершенно как живое, тело его. Проведя необходимые обряды, поместили тело в раку, изготовленную по приказу царя Михаила Федоровича, и раку установили в новом соборе. Приложиться к ней стремились паломники со всей Руси, ведь мощи святого обладали огромной целительной силой. А в 1918 году большевики вывезли мощи из монастыря, чтобы исследовать их, объявить подделкой и уничтожить или выставить в музее атеизма. Но «экспонат» попал не в зал, а в запасники анатомического музея Военно-Медицинской Академии в Петрограде, где не был даже зарегистрирован. Возможно, произошло это не случайно, а при содействии людей, которые хотели сохранить нетленное тело Свирского от врагов. Если это так, то замысел их сработал: советские функционеры об Александре забыли и повредить ему не смогли. Но и для верующих мощи оказались потеряны. И только в конце 1997 года в результате долгих архивных поисков их нашли. Результаты экспертизы, проведенной тогда специалистами Военно-Медицинской Академии, поразили даже самых закоренелых материалистов. Очевидным было поразительное сходство лица исследуемого со старинными иконописными изображениями Александра Свирского, а также с описанием его внешности, данным в житии святого. Не было обнаружено никаких следов искусственной мумификации. И совершенно необъяснима была сохранность тела, абсолютно не тронутого тлением. В 1998 году мощи святого преподобного Алескандра Свирского были возвращены в его монастырь. Преображенский собор и Преображенская колокольня Александро-Свирского монастыря Вот такая удивительная история. Рассказав ее, мне даже не хочется возвращаться к экскурсионным и бытовым моментам нашей поездки. Но человек — существо многослойное. Вот ты соприкоснулся с Вечностью, а через минуту уже выбираешь магнит на холодильник и думаешь, где бы поесть, и сколько будет стоить бензин на следующей заправке. И мы купили свой магнит и пообедали в недавно открывшемся большом и уютном кафе «Паломник». Вернулись к машине и на минутку задержались, глядя со стороны на белоснежные стены и зеленые купола. И, как это часто бывает, сказали друг другу, что нам хотелось бы вернуться сюда снова. План Александро-Свирского монастыря
А потом мы поехали в Карелию. А на обратном пути, из Карелии домой, посетили еще один монастырь — Ферапонтов... Ферапонтов монастырьГод назад мы уже заезжали в Ферапонтово, но ворота монастыря были тогда закрыты — вечер. На этот раз и приехали раньше, и времени в запасе было больше. Поэтому посмотрели все, что можно было посмотреть: стены, храмы, а также знаменитые фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы. Прогулялись по берегу озера, подышали дивно чистым воздухом, послушали тишину, которую не разрушали даже голоса людей в округе. Не разрушали не потому, что их не было, нет. То-то и странно: во дворе монастыря ходили и переговаривались дети из какой-то художественной, видимо, школы, потом снаружи подъехала свадьба... Но тишина — не исчезала. Наверное, так и должно быть в монастырях. Ферапонтов монастырь. Июнь 2010 года Впрочем, Ферапонтов монастырь давно уже не действует. Основанный в 1398 году святым Ферапонтом, сподвижником Кирилла Белозерского, через 400 лет он был упразднен. Правда, в 1904 году возрожден, как женский, но уже через 20 лет закрыт окончательно. И теперь здесь музей. И это, быть может, неплохо. Музейные уставы более благожелательны к современным путешественникам, нежели монастырские. Можно больше увидеть и больше узнать, не смущаясь при этом, что вторгаешься в чью-то жизнь. Ферапонтов монастырь. Колокольня, собор Рождества Богородицы и церковь преподобного Мартиниана Ферапонтов монастырь невелик. Пожалуй, это вообще самый маленький монастырь из всех, виденных мною. Всего несколько построек на поляне, обнесенной невысокой каменной стеною. В центре — собор Рождества Богородицы, скромный до неприметности. Между прочим, это первый каменный храм Белозерского края. Построен в 1490 году. Остальные сооружения, хоть и относятся к более поздним временам (стена — так это вообще XIX век), но выполнены в том же простом старинном стиле. Благодаря этому маленькая обитель смотрится очень цельно и кажется возведенной разом, по одному проекту. И разительно отличается от соседнего (15 км) огромного и мощного Кирилло-Белозерского монастыря, с которым исторически связана очень тесно. И Кирилл, и Ферапонт были когда-то иноками в московском Симоновом монастыре, учениками Сергия Радонежского. В 1397 году ушли на север, в Белозерский край, где основали обитель на Сиверском озере. Но если Кирилл, судя по всему, был «крепкий хозяйственник», то Ферапонт искал лишь молитвенного уединения. Потому через год он ушел из растущего Кириллова монастыря и поселился отшельником на холме меж озер Бородаевского и Паского. С этого года и ведут историю его обители, хотя фактически она появилась позже, когда рядом с Ферапонтом (причем, вероятно, вопреки его желанию) поселились другие люди. Они тоже хотели оторваться от мирской суеты, но нуждались в духовном наставнике. И Ферапонт согласился им стать, но хозяйственные заботы возложил на другого человека, имя которого осталось неизвестным. А в 1408 году Ферапонт покинул Белозерье и ушел под Можайск, где основал другой Ферапонтов монастырь — Лужецкий. Это может показаться странным: человек, стремящийся к одинокому служению Богу, возвращается в населенные края; человек, не склонный к хозяйственной деятельности, основывает второй монастырь. Или третий, если считать еще и Кирилло-Белозерский. К тому же, Ферапонту тогда было уже больше семидесяти лет. Но объяснение есть: об этом старца попросил князь Андрей, сын Дмитрия Донского. Будучи весьма набожным, он хотел построить монастырь близ своей вотчины. И, зная и уважая Ферапонта, желал, чтобы основателем монастыря был именно тот. Так оно все и вышло. В Белозерье Ферапонт уже не вернулся. Он умер в 1426 году и был похоронен в своей новой Лужецкой обители. Там и по сей день хранятся его мощи. Ферапонтов монастырь. На заднем плане — церковь Благовещенья Белозерский же Ферапонтов монастырь после ухода своего основателя вполне мог стать одним из многих «незнаменитых» русских монастырей. Но судьба распорядилась иначе. В 1446 году в Москве случился государственный переворот. Князь Дмитрий Шемяка сверг великого князя всея Руси Василия II, ослепил его, взял с него клятву не пытаться вернуть себе власть и сослал в Углич, затем в Вологду. Василий, прозванный впоследствии за слепоту Тёмным, поехал на богомолье по северным монастырям: может просто чтоб прийти в себя после пережитого, а может и в поисках совета и поддержки церкви. И церковь его поддержала и благословила выступить против узурпатора. И именно в Ферапонтовом монастыре тамошний игумен Мартиниан (был он, кстати, учеником Кирилла Белозерского) снял с Василия клятву, данную Шемяке. После этого Василий вернул себе престол, а монастырь — вошел в историю. Василий позвал тогда Мартиниана в Москву и попросил его стать игуменом в Троице-Сергиевой обители. Мартиниан, вероятно, не мог отказаться. Но через восемь лет вернулся в Белозерье и остаток жизни посвятил Ферапонтову монастырю. Умер он в 1483 году в возрасте около 86 лет и был похоронен здесь же, возле деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Через 30 лет мощи его были обретены нетленными. Но где они находятся сейчас, я не знаю. Итак, при Мартиниане маленький Ферапонтов монастырь получил широкую известность. И, что понятно, — уважение великих князей московских из рода Рюриковичей. Но потом им на смену пришли Романовы, а для них эта обитель ничего особо не значила. Наверное, объемы пожертвований сократились, приезды высоких гостей стали редкостью. В 1666 году сюда сослали опального патриарха Никона, реформатора православия. И вряд ли это был знак уважения к монастырю. Затем Никона перевели на более строгий режим в Кириллов, а Ферапонтов монастырь постепенно зачах, и в 1798 году его упразднили. Храмы, конечно, не закрыли, ведь к тому времени вокруг монастыря существовало большое село Ферапонтово. Ферапонтов монастырь. Фрески Дионисия А сегодня, как я уже писал выше, в Ферапонтовом монастыре работает музей. И главная его достопримечательность — фрески в соборе Рождества Богородицы, написанные в 1502 году знаменитым иконописцем Дионисием и его сыновьями Феодосием и Владимиром. Понять значение этих фресок можно лишь тогда, когда узнаешь: собор Рождества Богородицы — единственный в России средневековый храм, роспись которого дошла до нас в первозданном виде! Возможно, они выглядят как-то по-детски, и их не сравнить, например, с фресками Сикстинской капеллы, сделанными Микеланджело примерно в те же годы. Но мы так много знаем об европейском средневековом искусстве и так мало — о своем, что «столкновение» с ним поражает. Поражает не тем, какое оно, а тем, что оно было... И это печально, конечно, и это ужасно нас характеризует. Но для того мы и ездим по всем этим бескрайним просторам, по всем этим разбитым дорогам, чтобы понять и полюбить свою страну. Ведь полюбить чужую гораздо легче, не правда ли? План Ферапонтова монастыря
Фотографии: Тихвинский монастырь, Александро-Свирский монастырь, Ферапонтов монастырь |
|