АВТОПРОБЕГ УРАЛ – КАРЕЛИЯ — 2010
|
Но это — далеко не единственный вклад Кирилло-Белозерского монастыря в российскую историю. Например, в 1447 году здесь был освобожден от клятвы не искать московского княжения Василий II Темный. А без этого и правнук его Иван мог не стать бы ни князем, ни царем, да и царства б никакого не было, или было бы, да не тогда и не такое. Важную роль, получается, сыграл монастырь в судьбе династии Рюриковичей. А потом, возможно, помог он и Романовым. Ведь в Смутное время монастырь в течение шести (!) лет выдерживал атаки польско-литовских войск, облегчая тем самым положение Москвы. А еще здесь пребывали в заточении (что, несомненно, тоже влияло на ход истории) такие известные люди, как Вассиан Патрикеев, патриарх Никон, бояре Воротынский, Шуйский, Морозов, а также некто Симеон Бекбулатович, до крещения — хан Саин-Булат. Имя это известно, я думаю, немногим, но господин сей был одно время... царем всея Руси! Да-да: татарский хан служил Ивану Грозному, а в 1575 году тот в очередной раз зачудил, «отрекся» от царства и «назначил» Бекбулатыча своим преемником. Через 11 месяцев одумался, «вернулся», а Симеона «перевел» в великие князья Тверские. После смерти Грозного Симеон показался опасным всем новым претендентам на престол и их сподвижникам: Годунов лишил его удела, потом Лжедмитрий I постриг в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре, а Василий Шуйский в том же (1606) году сослал еще дальше — на Соловки. Sic transit gloria mundi — хотя сам Симеон, как я понимаю, этой gloria не искал и был всего лишь пешкой на доске больших московских шахматистов. Но что-то я отвлекся. Давайте-ка лучше из времен Грозного и Годунова шагнем в 2010 год, когда к стенам Кирилло-Белозерского монастыря подъехал мой запыленный и поверх того слегка смоченный дождиком автомобиль темно-синего цвета. Из автомобиля вышли мы с женою, и, проверяя на ходу фотоаппараты, бодрой походкой вошли на окруженную мощными стенами территорию. Стены сии были возведены уже после обороны от поляков — во второй половине XVII века. Благодаря им, Кирилло-Белозерский монастырь стал одной из самых мощных русских крепостей того времени, но испытать эту мощь в деле уже, слава Богу, не довелось. Что касается мощи духовной, политической, экономической, то она ковалась годами и испытывалась неоднократно. Кирилло-Белозерский монастырь («Белозерский» произносится именно через «е», а не через «ё») назван так не в честь города Кириллова (здесь все как раз наоборот) и не в честь Белого озера, поскольку расположен на берегу другого озера — Сиверского. Просто основал его монах Кирилл, а весь этот край назывался Белозерским по имени древнего города Белоозеро (ныне — Белозерск Вологодской области). Белозерским стали звать и самого Кирилла после поселения его в этой местности. А сначала Кирилл был иноком московского Симонова монастыря, последователем Сергия Радонежского. Однажды во время молитвы явилась ему Богоматерь и сказала: «Кириле, изыди отсюду и иди на Белоозеро, тамо бо уготовати место, в нем же можеши спастися». Кирилл, не мешкая, отправился в путь с другим монахом, Ферапонтом, ранее уже бывавшим в тех краях. Летом 1397 года они пришли на берег Сиверского озера, вырыли землянку и стали в ней жить и молиться. Так, собственно, и было положено начало монастырю. А через год Ферапонт ушел еще дальше на север и основал другую обитель, названную впоследствии его именем. Ферапонтов монастырь особо не разросся: он и территорию занимал небольшую, и мощных крепостных стен никогда не имел. Иное дело — монастырь на Сиверском озере. Кирилл сразу определил расположение всех будущих построек; как бы сейчас сказали, составил генеральный план развития. И план, видимо, был сделан с размахом. Сначала монастырь был деревянным, и лишь в конце XV века (сам Кирилл умер в 1427 году) бревенчатые церкви и стены стали постепенно заменять каменными. В основном для того, чтобы лучше противостоять пожарам. Первым каменным сооружением монастыря стал Успенский собор, возведенный в 1497 году ростовскими мастерами на месте сгоревшей Успенской церкви. На меня, он, честно говоря, впечатления не произвел: может потому, что во время нашего визита был в лесах, а может из-за того, что собор просто не воспринимается как что-то самостоятельное и цельное. Прямо к нему пристроены пара церквей, рядом, почти вплотную, стоит колокольня... Забегая вперед, замечу: Кирилло-Белозерский монастырь вообще запомнился мне больше стенами и боевыми башнями, а не храмами. Интересно: во всех прочитанных мною статьях о монастыре хоть и отмечается его духовное значение, но больше говорится о его размерах и размерах его владений. Московские князья, а затем и цари всегда благоволили этой обители — дарили ей деньги, земли и всевозможные привилегии. А кирилловские игумены, очевидно, все как один были «крепкими хозяйственниками». Правда, в конце XV века монастырь вдруг стал центром движения нестяжателей и даже вернул часть своих земель их прежним владельцам-дарителям. Но идеи нестяжательства почему-то постепенно забывались — и примерно со второй четверти века XVI монастырь снова начал расти и богатеть. К концу столетия по собственным размерам он уступал только Троице-Сергиеву монастырю, а по размерам угодий был чуть ли не крупнейшим феодалом Руси. Первая четверть XVII века — период Смуты — стала для Кирилло-Белозерского монастыря, как мы уже писали выше, временем боевых испытаний. К тому времени обитель уже окружала каменная стена с восемью башнями, оказавшаяся неприступной для польско-литовских войск, выбитых из Москвы и заполонивших русский север. Хоть дело, я думаю, больше не в крепости стен, а в мужестве их защитников. Ну, и, опять же, в способностях монастырского руководства, организовавшего оборону. А когда битвы стихли, и враг был побежден, царь Алексей Михайлович отблагодарил монастырь за помощь в войне, выделив ему 45 тысяч рублей (огромная по тем временам сумма!) на строительство новых стен и башен. Но об этом мы тоже уже сказали выше. Тогда же, в середине XVII века, получил «официальное подтверждение» и духовный авторитет Кирилловской обители: ею стал управлять не игумен, а архимандрит, а это, знаете ли, совсем другой ранг. Кстати, об игуменах и прочих церковных званиях. До 1448 года русские митрополиты назначались из Византии. Василий Темный, о котором мы здесь уже упоминали, добился независимости русской православной церкви от константинопольского патриархата: при нем впервые митрополитом был избран, причем избран собором русских архиереев, русский же епископ Иона. А уладить этот вопрос с византийцами Василий посылал именно кирилловского игумена Кассиана. Вот вам и еще один заметный вклад монастыря в историю России. Но ничто не вечно — не вечным оказалось и могущество Кирилло-Белозерской обители. В 1764 году Екатерина II, занимаясь секуляризацией, т.е. изъятием церковной собственности в пользу государства, лишила монастырь всех его земель и крестьян. И началась эпоха заката. Зато из монастырской слободы вырос город Кириллов, существующий и поныне. В 1924 году монастырь стал историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. Таковым он остается и поныне. И если вновь от истории вернуться к нашей поездке, то следует рассказать вот о чем. Музей открыт ежедневно с 9.00 до 18.00, но некоторые экспозиции закрываются раньше — в 17.00 или в 17.30. Вход на территорию монастыря — бесплатный, а вот те самые экспозиции внутри доступны только за деньги, но цена билетов невелика. Вроде бы больше 50 руб. за человека мы нигде не заплатили. А посмотрели монашескую келью, выставку церковной одежды, выставку вологодского кружева. Поднялись на колокольню, прогулялись по крепостной стене. Еще прошлись вдоль стены по берегу озера, но это уже бесплатно. Больше ничего не успели, т.к. приехали в монастырь только в начале четвертого часа дня. В 18.00 мы вышли из ворот и успели еще пробежаться вдоль лотков торговцев сувенирами, которые в это время уже сворачивали свою деятельность. Сувениры в целом стандартные — магниты, матрешки и все такое. Понравились изделия местного гончара, сделанные «по старинным рецептам». Купили себе пару кружек... ну, и магнит на холодильник, разумеется. Потом я заменил перегоревшую лампочку в фаре, мы слегка перекусили, накормив заодно и одну очень интеллигентную местную собачку — и тронулись в путь. Ведь Кирилло-Белозерский монастырь был для нас только одним из пунктов по маршруту нашего автопробега «Урал – Карелия». И впереди еще было много всего, не менее интересного — например, сказочный остров Кижи. Но о нем — в следующей статье. PS Еще немного фотографий Кирилло-Белозерского монастыря можно найти ЗДЕСЬ. |
|