АВТОПРОБЕГ УРАЛ – КАРЕЛИЯ — 2010
|
Как я уже написал в первой статье о нашем автопробеге «Урал – Карелия», границу города Ярославля мы пересекли в субботу 13 июня в 12 часов 30 минут. Думали, что еще максимум полчаса — и будем в гостинице, еще полчаса — и мы уже гуляем по городу, осматривая достопримечательности, о которых заранее прочли в книгах, журналах и интернете. Но реальность в виде знаков «Кирпич», табличек «Объезд» и улиц с односторонним движением задержала нас в нашем стремлении к отелю на час с лишним: мы намотали по городу целых 34 километра, и ключи от номера оказались в наших руках только около 14.00. А виной всему — масштабный ремонт городских улиц, затеянный в преддверии празднования 1000-летнего юбилея Ярославля. Если б не он, мы вышли бы на гостиницу «Волжская жемчужина», где заранее (через интернет) забронировали номер, четко и быстро. Ладно, зато с городом лучше познакомились. Обустроившись в гостинице (о ней я уже писал, так что повторяться не буду), мы отправились в поход по улицам Ярославля. Прогулялись по Волжской набережной и свернули на улицу Кедрова к церкви Рождества Христова. Она построена в 1644 году и известна, например, тем, что в ее наружном оформлении впервые использованы поливные изразцы, ставшие затем характерной чертой ярославских храмов. В настоящее время в церкви устроен музей: за небольшую плату можно посмотреть внутреннюю роспись (1683 год) и фрагменты фресок, привезеные из ныне уже несуществующих храмов Ярославля. Далее выходим на улицу Советскую. Налево по ней — храм Ильи Пророка, направо — Красная площадь. Идем к площади, а к храму планируем вернуться, сделав круг. На Красной площади ничего особо выдающегося (да простят меня ярославцы) не находим и идем по Первомайской улице к площади Волкова. По пути буквально «во дворах» обнаруживаем красивый храм в строительных лесах. Оказывается, здесь расположен Ярославский Казанский женский монастырь. Казанским он называется в честь казанского образа Пресвятой Богородицы, защитившей в Смутное время Ярославль от поляков. Основан в 1610 году, в 1918 — упразднен, в 1998 — открыт снова. К сожалению, чудотворная икона в годы революции была утеряна; ныне в монастыре хранится список с нее, сделанный монахинями еще до прихода Советской власти. Выходим на площадь, где расположен Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова. Между прочим — старейший театр России, первый русский публичный общедоступный профессиональный театр, которому в этом году исполнилось 260 лет! И, что интересно: основал его не какой-нибудь там «видный деятель культуры», а купеческий сын, энтузиаст, любитель. Звали его, как вы уже догадались, Федором Волковым. 10 июля 1750 года он вместе с друзьями и братьями дал первое представление в амбаре, принадлежавшем его отчиму, купцу Полушкину. К 1751 году построил специальное здание — «театральную хоромину», где выступала уже постоянная труппа со сложившимся репертуаром. На своем нынешнем месте — Власьевской площади, названной впоследствии площадью Волкова — здание театра было построено, насколько мне удалось узнать, в 20е годы XIX века. А свой современный облик театр приобрел в 1911 году. На другой стороне площади видим «исторического» вида башню с пристроенной к ней церковью. Что это? — остатки кремля, старинных городских укреплений? Оказывается, да. Власьевская (она же — Знаменская) башня была одним из укреплений ярославского посада. Построена в 1658 году на месте бревенчатой предшественницы, сгоревшей при пожаре. В 1660 году к башне пристроили деревянную часовню, в 1779 часовню перестроили из камня, в 1850 снова перестроили, увеличив в размерах, в 1861 переоборудовали в церковь, в 1897 — реконструировали снова, еще раз расширив и заново освятив. Над башней тоже время от времени работали, то что-то к ней пристраивая, то «отстраивая». Сейчас вот, говорят, планируют пристроить торговый центр... o, tempora, как говорится, o, mores! Фасад Знаменской церкви выходит на улицу Первомайскую. В конце этой улицы белеет еще одна старинная боевая башня и виден кусок крепостной стены. Это — Спасо-Преображенский монастырь — старейший мужской монастырь Ярославля, основанный предположительно в начале XIII века. Нынешние стены и башни построены, конечно же, позже — в XVII веке. А вот Спасо-Преображенский собор монастыря — это древнейшее здание во всем Ярославле: 1506 – 1516 годы. Разумеется, с тех пор его облик менялся. Например, завершение звоннницы, удивляющее каким-то своим «нерусским» видом, соорудили в 1809 — 1823 годах. Но об этой звоннице — позже. Возле монастыря кипит работа — улицы и площадь закатывают свежим асфальтом. Уворачиваясь от катков, идем к воротам, но тут наше внимание привлекает храм, расположенный снаружи монастыря, за дальней от нас угловой башней. Это — церковь Богоявления, 1684 год. Изящная, стройная, сложенная из красного кирпича и богато украшенная изразцами. А рядом — весьма необычного вида колокольня. Во-первых, она значительно ниже, чем сам храм: я не разбираюсь в церковной архитектуре, но мне кажется, что это редкость. Во-вторых, из-за цвета кирпича она вызывает какие-то «пряничные» ассоциации. Наконец, в-третьих, она стоит не вполне вертикально... но это, как я потом выяснил, произошло «не специально», а по вине речки Нетечи, протекающей аккурат под колокольнею. Тем временем небо, до этого момента все набухавшее тучами, стало сбрасывать на нас мелкий дождик. Меня он беспокоил в основном с «фотографической» точки зрения. И мы заторопились в монастырь, чтобы хоть что-то успеть поснимать там. Успели — дождик так и не разошелся. Хотя в солнечную погоду фотографии получились бы более «открыточными». Снимали, впрочем, больше не сам монастырь, а виды на Ярославль со звонницы Спасо-Преображенского собора. Чтобы подняться на нее, нужно купить билет в кассе и преодолеть весьма крутую и узкую лестницу. А вниз, уверяю вас, возвращаться не захочется долго: пейзажи с колокольни открываются просто великолепные. Берега Волги и Которосли опушены свежей июньской зеленью, а над кронами деревьев и над городскими крышами здесь и там поднимаются к небу купола многочисленных (по меркам XXI столетия, разумеется) храмов... Я не могу назвать себя православным человеком — рос при социализме, — но вид русских церквей всегда создавал в моей душе ощущение глубокого, теплого покоя. А мой Урал, увы, небогат на такие виды. Но время идет, а посмотреть в Ярославле хотелось бы еще всего столько... И мы спускаемся на землю, и выходим из монастыря на набережную реки Которосли. Предварительно посетив, разумеется, лавки с сувенирами. Ибо как современному туристу вернуться из похода без магнита на холодильник?.. На набережной фотографируем то, что раньше много раз видели на тысячерублевых купюрах — часовню Минина и Пожарского. Точнее, это часовня Казанской Богоматери — современное (1997 год) строение, открытое в честь 385-летия похода народного ополчения на захваченную поляками Москву. Костяк этого ополчения, как известно, было собран гражданином Мининым и князем Пожарским в Нижнем Новогороде, а затем оно стояло, росло и крепло в Ярославле, который тогда (1612 год) фактически был временной российской столицей. От часовни идем по Которосльской набережной к набережной Волжской. В этом месте Ярославль неуловимо напоминает мне Киев — зеленый склон высокого речного берега, тихая аллея и купола храмов... А храмы там выстроились буквально в ряд — один за другим, торжественно и молчаливо. И все — разные, и каждый прекрасен по-своему. А на нижнем ярусе набережной у места впадения Которосли в Волгу — строительная суета. Благоустраивают набережную, осенью должны закончить. Судя по увиденным нами стендам с рисунками «как это будет» должно получиться красиво. Но... по-современному стандартно, несамобытно. Которосльская набережная переходит в Волжскую. А вот и наша гостиница! — сделав по городу круг, мы подошли к ней со стороны, противоположной той, в которую уходили. На часах — начало седьмого вечера, и тут наши желудки напоминают нам, что пора бы поужинать, ведь мы еще сегодня не обедали. Ноги в то же время просят отдыха, а в головах вдруг всплывает мысль: ой, так мы же так и не подошли к храму Ильи Пророка! и не видели еще несколько церквей «из путеводителя»! и Демидовскую колонну! и памятник Ярославу не сфотографировали! Заходим на второй круг? Придется! Первым делом решаем все же поужинать. В незнакомых городах мы предпочитаем питаться в заведениях «федерального масштаба», т.е. тех, под чьи вывески мы захаживали и у себя в Екатеринбурге. Конечно, интересно покушать где-то, где есть местный колорит, но лучше делать это по совету друзей и знакомых. А т.к. из наших друзей и знакомых в Ярославле никто, кажется, не бывал, то мы направились в пироговую «Штолле»: у нас в городе есть три такие, и мы там бывали, и мы знаем, чем там кормят. Адрес ярославской «Штолле» был нам известен из рекламы «Штолле» екатеринбуржских. А т.к. с Ярославлем мы за сегодня уже немного познакомились, то представляли, что пироговая эта расположена где-то напротив Спасо-Преображенского монастыря. И направились туда напрямик. Пока шли (а это всего минут 15), прошел короткий, но сильный дождь — пришлось переждать его на каком-то крылечке под навесом. Зато по пути обнаружили ту самую Демидовскую колонну, она же — Демидовский столп. Это памятник Павлу Григорьевичу Демидову, основателю Ярославского Демидовского училища высших наук. Столп был построен на средства жителей города и открыт в 1829 году; в 1931 году его по идеологическим причинам разобрали, а в 2005 — восстановили на прежнем месте. Правда уже не на деньги граждан, а за счет городского бюджета. Итак, мы посмотрели столп, нашли «Штолле» и хорошо поужинали, любуясь при этом в окно на Богоявленскую церковь, Спасо-Преображенский монастырь и спину Ярослава Мудрого. Затем вышли на улицу и сфотографировали его с лица. Памятник этот дорог сердцу каждого россиянина... хотя нет, некоторые, возможно, предпочитают Франклина, Гранта, Линкольна и Джорджа Вашингтона. ;) В Ярославле его, говорят, называют в шутку «мужик с тортом». Вообще же Ярослав Мудрый, сын крестившего Русь Владимира, князь Ростовский (987 - 1010 гг.), Новгородский (1010 - 1034), а затем и великий князь Киевский (1016 - 1054) — основатель города Ярославля. Потому здесь и стоит. Мы тоже постояли, но немного — и отправились к церкви Ильи Пророка. Примечательна она тем, что расположена на площади... Советской! Напротив — городская администрация, во времена социализма — горком партии. Как такое могло случиться, почему храм сохранили? Конечно, он не действовал, в нем был музей (с маятником Фуко), но все же... Полюбовавшись этим храмом (с разных сторон он выглядит по-разному, но отовсюду прекрасен), мы прогулялись мимо Демидовского столпа к Успенскому собору. Вот ему в XX веке не повезло — в 1937 году он был взорван. В 2004 году его начали строить заново, и то, что мы видим теперь — это новый Успенский собор. По-моему, работа над ним еще не завершена, но осенью, к 1000-летию города, храм, наверное, откроют. Все, возвращаемся в гостиницу. Завтра нам предстоит ехать в Кирилло-Белозерский монастырь, но утром мы хотим посетить еще одно известное место в Ярославле. Известное, опять же, по тысячерублевой купюре... * * * * * Ох уж эта купюра! Кабы не она, так и помчались бы наш экипаж с утра из города. Но потом ведь спросят знакомые, видали ль мы «вот эту церковь, которая на тыще»? — и что мы им ответим? И вот едем не вперед, а назад, по проспекту Толбухина — смотреть храм Иоанна Предтечи. Впрочем, мы видели его вчера — проезжали мимо. Необыкновенно красивая церковь! — не зря ее называют вершиной ярославской школы зодчества и памятником архитектуры мирового значения. К огромному сожалению, вплотную к храму располагается лакокрасочный завод, из-за чего рассмотреть церковь и колокольню с разных сторон издалека нельзя. И тот вид, который представлен на купюре (опять я про нее!), в жизни практически «недоступен». Поэтому изучаем детали, удивляясь их красоте и тщательности проработки. Да: если издалека вы можете отметить величину храма (его высота — 44 метра) и необычное для каменных русских церквей количество глав (их 15), то вблизи вас поражает великолепие — другого слова не подобрать — наружного декора. Фигурная кладка, цветные изразцы, сочетание крупных и мелких элементов, прямых и изогнутых линий — и все удивительно гармонично, тонко, не кичливо... Со среднего расстояния стены Иоанна Предтечи кажутся обтянутыми богатой узорчатой тканью, но ткань эта — каменная, надежная, вечная. А вот внутрь мы не попали, ибо было еще слишком раннее утро. Впечатленные и ни разу не пожалевшие о потраченном времени, сели в свой автомобиль и взяли курс на Вологду и далее — на Кириллов. Там нас ждал знаменитый Кирилло-Белозерский монастырь, «виновник» рождения Ивана Грозного... Но об этом — в следующей статье. PS Еще фотографии Ярославля есть ЗДЕСЬ. |
|
© 2006, Дмитрий Анисимов |