510mln

АВТОПОХОД ВЫХОДНОГО ДНЯ:
В Белогорье из Салды (через Тагил, Чусовой, Кунгур)

Дмитрий Анисимов
июль 2010

Каждый раз, приезжая куда-то, я надеюсь, что побываю здесь снова. Ведь мысль о том, что «больше я этого не увижу», пугает, обдавая холодом могилы. Единственный раз, последний раз, последний раз в жизни... И потому так радостно для меня каждое повторное посещение какого-либо места. Я здесь, следовательно, я еще существую. И думать о грустном, пожалуй, пока еще рано.

Белогорский монастырь мы год назад уже посещали. Но та поездка начиналась из Екатеринбурга и пролегала большей частью по давно известной мне пермской трассе. А нынче мои проживающие в Верхней Салде родители попросили свозить их на экскурсию в какое-нибудь «интересное и красивое место». И я подумал: а не рвануть ли нам из Салды в Белогорье? Часть пути мне известна по многочисленным «рабочим» поездкам в Качканар да по давнему путешествию в Соликамск. Потом будет доселе неведомый кусочек маршрута, который приведет нас в Кунгур. А уж оттуда дорогу до Белой Горы я и с закрытыми глазами найду. Так что решено — едем!

Стартуем в 6.45 утра. Суббота, дороги пока что совсем пустынны. Уже через 25 минут въезжаем в Тагил. Вагонка, Красный камень, Выя — и вот в 7.38 (на одометре — 50 км) выруливаем на Серовский тракт возле Евстюнихи и мчимся в сторону Серова. 68 км — Малая Лая, где вдоль дороги вытянулся ряд кафешек. Специально отмечаю здесь эту точку, чтобы моим рассказом могли воспользоваться те, кто поедут в те же края «не из Салды»: синхронизируйте свои одометры с моим по Малой Лае, и легко пересчитаете «под себя» все указанные далее расстояния.

дорога

8.20, 104 км: поворот на Качканар. Уходим с Серовского тракта направо и по петле, поднимаясь на путепровод, — налево. Отличная дорога: машин здесь немного даже в рабочие дни, асфальт прекрасного качества, пейзажи вокруг замечательные. А через 20 км — кольцевая развязка, на которой выстроен (относительно недавно) пост ГАИ. Прямо — Качканар, до него остается километров пятнадцать. А мы уходим налево, на Горнозаводск.

Буквально в 3 – 4 км от поста Свердловская область заканчивается и начинается Пермский край. А еще через несколько километров заканчивается Азия. И мы останавливаемся у пограничного столба, чтобы сфотографироваться и попить чаю. А потом — в Европу!

граница Европа-Азия

Вопреки существующим стереотипам, качество дороги в Европе резко ухудшается. Бугристые заплаты, глубокие и широкие выбоины: возможно, на своем Мегане я бы и не обратил на них особого внимания, но подвеска родительского Ситроена Берлинго довольно жесткая и короткоходная. Приходится осторожничать, наша средняя скорость падает. К тому же трасса постоянно извивается вверх-вниз и влево-вправо: если б асфальт был хорош, то это было бы в удовольствие, а так...

9.15, 161 км: поселок Теплая гора, где в 1829 году был найден первый в России алмаз, а также добывались золото и платина. 9.57, 214 км: Горнозаводск, самый восточный город Пермского края, известный своим цементным заводом. В Горнозаводске идем по указателям «Чусовой, Соликамск, Пермь» — пока что это одно и то же направление. Но примерно через 30 км прибываем к развилке: направо — Соликамск, налево — все остальное, т.е. Чусовой, Кунгур, Пермь.

10.31, 254 км: въезжаем в Чусовой. Довольно большой город (около 50 тыс. человек), расположенный в живописной горной долине и напомнивший мне поэтому Златоуст и Сим. Я знаю, что из Чусового есть дорога на Кунгур и отдельная дорога — прямиком в Пермь. Но указателей «Кунгур» по пути нет, и, выехав из города, я нутром чую, что еду не туда. Вообще, конечно, в Белогорский монастырь можно попасть и этим путем. Посмотрите на карту: поворот на Белую Гору осуществляется с трассы 1Р 242 «Екатеринбург – Пермь». Кунгур расположен почти на ней, Пермь, понятное дело — прямо на ней. От Чусового что до Кунгура, что до Перми — примерно одно и то же расстояние. Т.е. либо едем в Кунгур, выскакиваем на 1Р 242 и идем по ней направо в сторону Перми до нужного поворота, либо едем в Пермь, выходим на 1Р 242 и достигаем того же поворота с другой стороны. Но, во-первых, под Пермью наверняка потеряем больше времени из-за оживленного движения, во-вторых, я хочу показать родителям Кунгур. Поэтому разворачиваюсь и возвращаюсь в Чусовой. И — вот так штука! — когда едешь с этой стороны, то указатели на Кунгур стоят на каждом перекрестке!

В общем, получается, что, попав в Чусовой со стороны Горнозаводска, нужно после первого железнодорожного переезда повернуть налево (а если надо в Пермь, то прямо и далее все время по главной). Миновать Чусовской металлургический завод, пересечь по мосту реку Чусовую. А там — «нужный» выезд из города, и заблудиться уже негде.

Мы же потеряли здесь минут двадцать времени и проехали несколько лишних километров. Забавный факт: в нашей машине имелся навигатор, но я пока умею пользоваться им только в режиме карты. Ретроград, отсталый человек... Ладно, исправлюсь.

12.46, 382 км — Кунгур. Подъезжая к городу, слева видим большую красивую АЗС. Если свернуть к ней, выедем прямиком к знаменитой пещере и гостиничному комплексу «Сталагмит». Если продолжать движение прямо, то обогнем Кунгур (город будет все время слева) и довольно быстро выскочим на трассу 1Р 242 близ большого поста ДПС. Я сворачиваю налево, показываю родителям вход в пещеру, гостиницу, а потом, пройдя краем города (мимо ж-д вокзала) и миновав деревню, названия которой никак не запомню, выхожу на 1Р 242 на несколько километров «дальше от Перми, ближе к Екатеринбургу», чем если бы поехал не «через пещеру», а прямо.

Ну, а дальше все просто: мчимся (или плетемся — тут уж как повезет) по трассе в сторону Перми и ищем глазами поворот налево с указателем «Белогорский монастырь». Находится этот поворот где-то после поселка Шадейка на 427 километре от Салды по нашему одометру, а дорогу от поворота до места назначения (еще 47 км) я уже описывал в статье о прошлогодней поездке, так что повторяться не буду. Расскажу о том, что с тех пор изменилось в самом монастыре.

Белогорский монастырь

Во-первых, Крестовоздвиженский собор монастыря стал «более белым», что заметно еще издалека. Я хотел было написать, что его «активно реставрируют», но подумал, что если за год оштукатурили лишь четверть (а то и меньше) площади наружной поверхности стен, то характеристика «активно», пожалуй, не совсем уместна.

Белогорский монастырь

С той же степенью активности работают и над благоустройством территории. Подъем на гору все такой же грунтово-щебеночный, парковка все такая же неблагоустроенная; однако, экскаватор чего-то копает, каток чего-то катает, и тут, и там видны рабочие, т.е. дело все-таки движется.

Белогорский монастырь

Но надо сказать, что этот июль у нас, как и на большей части страны, небывало жаркий. А здесь, на голой вершине горы, солнце особенно беспощадно. Шагнув на парковке монастыря за порог охлажденного кондиционером салона автомобиля, мы словно в баню попали. Так что не удивляйтесь тому, что на моих фотографиях строительные леса пусты, да и туристов не густо. Последние скрывались в прохладном чреве храма, а рабочие предпочитали заниматься той работой, которую можно делать в тени построек.

Белогорский монастырь Белогорский монастырь

Из-за жары нам даже не удалось набрать святой воды — источник ее обеднел, и доступ к нему большую часть дня закрыт. Правда, услышали мы и другую версию: сломался насос. Пожилая женщина, бывающая здесь, видимо, часто, рассказала, что источник на самом деле расположен под горою, но часовню, где можно набрать воды, построили почему-то на середине склона, и воду в нее поднимают насосом. Как бы то ни было, наши специально взятые с собою бутыли остались пустыми.

Белогорский монастырь

Зато ниже часовни мы обнаружили симпатично благоустроенный водоемчик — в прошлом году его здесь еще не было. Говорят, тут будет устроена купель: наверное, вода в этом водоеме — из того же святого источника, но попробовать ее мы не рискнули. И водоросли там, и муть от илистого дна, и головастики плавают.

Белогорский монастырь

Отдохнув от жары в храме (внутри него реставрация тоже еще далеко не завершена), мы собрались в обратный путь. Но прежде, конечно же, пообедали. Как я уже писал в «прошлогодней» статье, на территории монастыря есть трапезная, и кормят там, судя по всему, неплохо. Но у нас, как обычно, «было с собою». Покушали, собрали мусор в пакет... еще немного полюбовались открывающимимся с горы видами и тронулись в дорогу. Ибо времени было уже 16.00, а до дому — четыреста с большим гаком километров.

Белогорский монастырь

И мои родители, и мой сын, честно говоря, уже устали и переполнились впечатлениями. Так что на всем обратном пути мы остановились всего дважды: один раз на АЗС у трассы 1Р 242, второй — на европейско-азиатской границе. Ах, да: на качканарском посту нас тормознул гаишник. Проверил документы. Хотя на самом деле, я думаю, хотел машину посмотреть. Обошел ее со всех сторон, в салон заглянул, багажник попросил открыть. Они, гаишники, любят порой машинки поразглядывать... странно, что еще «сколько стоит?» не спросил.

Европа-Азия

А к своему дому в Салде мы подкатили еще засветло, в 22.11. За день было преодолено 920 километров. За рулем всю дорогу был я. Но пассажиры, кажется, устали больше, ведь ехать пассажиром не так интересно, как водителем. ;)



PS    Во время этой поездки в голове у меня сформировался прекрасный двухдневный маршрут со стартом хоть из Екатеринбурга (по пермской трассе), хоть из любого города на Серовском тракте и поблизости (Невьянск, Тагил, Салда, Красноуральск, Качканар и пр.). В первый день едем в Белогорский монастырь, там осматриваем все тщательно, не торопясь. Под вечер приезжаем в Кунгур и останавливаемся ночевать в гостинице «Сталагмит». Номера в ней, я думаю, можно забронировать заранее. Утром посещаем Кунгурскую пещеру, обедаем — и домой. Если домой — это в сторону Екатеринбурга, то можно еще заскочить на водопад Плакун под Суксуном. Шикарное должно получиться путешествие — и не такое утомительное, как мой описанный выше «марш-бросок».


PPS   А вот еще немного фотографий монастыря.


К списку статей


© Дмитрий Анисимов

 
Rambler's Top100               
главная дороги привалы разное