БОЛЬШОЕ ЛЕТНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ — 2018:
Русский Север и немного Волги

Дмитрий Анисимов
июнь 2018

Новое лето — новое путешествие. На сей раз мы решили повторно посетить и обстоятельно осмотреть города, в которых раньше бывали только проездом. Это Вологда, Кострома и Плёс. А чтобы придать мероприятию некий масштаб, я предложил сначала доехать до... Архангельска. Великий же Устюг попал в нашу программу просто как место ночёвки, но по факту стал её (программы) гвоздём.

Летом меня почему-то тянет на север. И дело вовсе не в том, чтобы сбежать от жары — её у нас на Урале как раз и не лишку. И белые ночи для нас не такое уж чудо: в Екатеринбурге в июне за вечерними сумерками почти сразу приходят утренние. Просто какое-то иррациональное желание. Идя на его поводу, я уже четырежды побывал в Карелии и однажды — в Мурманске. И если глянуть на карту, то следующей моей отметкой на ней [давно уже] должен был стать Архангельск.

До Архангельска от Екатеринбурга — около двух тысяч километров, то есть два дня не самого напряжённого руления. Но мне не хотелось выезжать из дому рано, поэтому пришла мысль растянуть два дня на два с половиною. Первую ночёвку сделать где-то между Пермью и Кировом, а вторую... тут мой взгляд остановился на Великом Устюге. Он известен как родина Деда Мороза, и я думал шаблонно, что летом там делать особенно нечего. Но нам только лишь отдохнуть...

А незадолго до отъезда мы купили отличный, как выяснилось, путеводитель — «Русский Север» Артёма Русаковича. И поняли, что Устюг — это жемчужина. Так час отъезда был сдвинут, чтоб в первый день уехать подальше и «у Деда Мороза» провести потом больше времени.

карта

С обратной дорогой всё вроде было понятно. Остановимся на день в Вологде и на день в Костроме. По дороге меж ними заскочим в Ярославль: навестим родственников да посмотрим знаменитый Парк на Стрелке, который видели в 2010 году в «распаханном» для масштабной реконструкции виде.

На всё про всё получалось десять суток. Но в голове моей свербила ещё одна мысль, и я вдруг сказал: фиг с ней, с работой, давай-ка задержимся... на день! И день тот проведём в Плёсе, куда два года назад заезжали минут на пятнадцать и ничего, конечно, не успели прочувствовать. Так к забронированным уже гостиницам в Архангельске, Устюге, Вологде и Костроме добавилась ещё одна, плёсская. А места ночёвок по пути от Екатеринбурга до Устюга и затем — от Плёса до финиша мы решили определить по ходу действия, имея в уме пару-тройку известных вариантов.

И вот (Боже, как я люблю эту фразу!) наступил день отъезда.

День первый, 8 июня, пятница. Екатеринбург — Слободской

Пробег — 819,35 км, время движения — 11 ч 8 мин., средняя скорость — 74 км/ч, средний расход топлива — 6,4 л / 100 км.
Стоимость номера в гостинице «Красный якорь» в Слободском — 2000 руб.

Первый день в большом летнем путешествии — это всегда тупое пилилово по знакомым давно уже местностям. Московский тракт, Пермь по объездной, привал возле храма в Шерье, шершавые дороги Кировской области. Около десяти часов вечера по уральскому времени подъезжали к городу Слободскому под Кировом. Решили, что на сегодня достаточно, и зарулили к знакомой гостинице «Красный якорь», своим странным названием обязанной владеющему ей фанерному комбинату. А почему назван так сам комбинат, мы выяснить что-то не удосужились.

День второй, 9 июня, суббота. Слободской — Великий Устюг

Пробег — 622,32 км, время движения — 8 ч 8 мин., средняя скорость — 77 км/ч, средний расход топлива — 6,9 л / 100 км.
Стоимость номера в гостинице «Постоялец» в Великом Устюге — 1600 руб.

От Кирова до Великого Устюга можно добираться разными дорогами. Я выбрал путь через Котлас. По расстоянию он вроде почти такой же, как через Никольск и Тотьму, но качество асфальта, как пишут в интернетах, «более лучшее». Кроме того, часть этого пути проходит по республике Коми, а мы в Коми никогда ещё не были. Через Тотьму ж с Никольском проезжали уже не по разу. Именно этот фактор и стал для меня решающим.

Из Слободского выехали в 6:20 по местному (совпадает с московским) времени. Обогнули Киров. В 8:50 пересекли границу Коми (ничего необычного, тот же лес), в полдень из Коми въехали в Архангельскую область. В 14:05 были возле Котласа, где по мосту форсировали Северную Двину. Отсюда дорога на Архангельск шла вправо, но мы свернули налево — как бы назад, к Устюгу. Буквально через полчаса из Архангельской области попали в Вологодскую, а ещё через столько же парковались возле своей гостиницы на дедморозовой родине.

Весь день нас преследовал дождь, то слабый, а то без пяти минут ливневый. На мосту через Двину хлестало и дуло так, что я думал, машина сейчас полетит себе по ветру. Но перед самым Устюгом дождь вдруг закончился, и небо даже частично расчистилось. В результате по городу мы гуляли под солнышком, и это было если не чудом, то, по меньшей мере, счастливым случаем.

Наш номер в гостинице «Постоялец» оказался уютным, хоть и очень уж маленьким. Половину его площади, если не брать во вниманье санузел, занимала двуспальная кровать. Маленькой была и парковка: будь у нас автомобиль покрупнее, я не знаю, как бы туда заехал-выехал. Но это не жалобы, а просто констатация фактов: вообще же гостиница очень понравилась. И расположена «в самом центре»... хотя, честно говоря, в Устюге с его-то размерами в центре расположены даже окраины.

Поели (вкусно, сытно и очень недорого) в расположенном в двух минутах ходьбы от отеля кафе «Романов». Хитро устроенное заведение: с улицы попадаешь именно в кафе, причем с совершенно непривлекательным интерьером «советского типа». Но, пройдя через зал, оказываешься в другом помещении, и это как бы маленькая столовая с огромным выбором кушаний. Там же потом мы и ужинали, благо работает заведение долго — до десяти часов вечера.

Мы гуляли по Устюгу, пока ноги не запросили отдыха. А утром совершили ещё один «обход» — в противоположную от вчерашней сторону. Город нас очаровал. Возможно, своим развитием в плане места туристического он обязан именно Деду Морозу, но ехать туда нужно не столько к этому старцу, сколько за русской историей. Здесь — родина великих путешественников Семёна Дежнёва, Владимира Атласова, Василия Шилова, Ерофея Хабарова. Здесь — великолепные старинные храмы и прекрасные виды на величественную реку Сухону. Музеи. Наконец, знаменитая фабрика «Северная чернь», где в своё время возрожден и сейчас развивается старинный народный промысел — чернение по серебру. А ещё здесь потрясающая атмосфера. Не люблю слово провинция, ведь у нас его часто употребляют пренебрежительно. Но вот, например, Прованс, которым все восхищаются — это как раз ведь Провинция в изначальном латинском значении. И Устюг — именно такая провинция, край, которым можно восхищаться и в который нужно стремиться. Ещё одна точка на карте тех мест, куда я хотел бы вернуться без всякого повода.

Великий Устюг Великий Устюг Великий Устюг Великий Устюг

Фотографии Великого Устюга

День третий, 10 июня, воскресенье. Великий Устюг — Архангельск

Пробег — 686,12 км, время движения — 9 ч 31 мин., средняя скорость — 73 км/ч, средний расход топлива — 7,0 л / 100 км.
Стоимость номера в гостинице «Адмирал» в Архангельске — 2295 руб.

Вечером мы должны были быть в Архангельске, но с утра поехали в противоположную ему сторону. Нам хотелось побывать в Троице-Гледенском монастыре, что расположен напротив Великого Устюга за рекой Сухоною в селе Морозовица. Монастырь этот очень мал, и он не действует — был упразднён ещё в 1841 году «за малобратностью». Но есть в нём одно чудо — резной иконостас Троицкого собора, созданный местными мастерами в 1776 – 1784 годах и отлично сохранившийся (или сохранённый). И мы ничуть не пожалели потраченного времени; и каждому, кто поедет в Великий Устюг, я настоятельно советую посетить ещё и Морозовицу.

Гледенский монастырь Гледенский монастырь Гледенский монастырь

Дорога до Архангельска оказалась весьма интересной. Качественный асфальт порою сменялся глинистыми грунтовками, и я благодарил небо, что оно не льёт на нас дождями. И небо держалось, и прохудилось только тогда, когда мы опять были на асфальте. К вечеру же погода настроилась — или от непогоды ушли мы, оставив дождь далеко за спиною.

Примерно на половине пути мы стали искать место для привала — попить чаю и размяться. И тут справа за деревьями блеснула вода. Судя по всему, то была Северная Двина. Очень широкая, мощная, величественная. А подмытые прибрежные кручи и вымытые из них огромные сосны свидетельствовали о том, что она умеет быть и страшной.

Северная Двина

В Архангельск прибыли в десятом часу вечера по местному времени. Нашли свою гостиницу, устроились и озадачились вопросом, где здесь поужинать. Администратор отправила нас в некий паб, где, по её словам, было вкусно и весело. Паб мы нашли, да вот незадача — он оказался закрыт по каким-то техническим причинам. К счастью, рядом с отелем обнаружилась небольшая восточная пекарня; к ещё большему счастью, в тот поздний час она хоть уже и не пекла, но ещё торговала. С голоду мы набрали там столько шаурмы, лаваша и разнообразных лепёшек, что и на ночь объелись, и на завтра осталось.

Фотографии Троице-Гледенского монастыря

День четвёртый, 11 июня, понедельник. Архангельск — Малые Корелы — Архангельск

Пробег — 44,27 км, время движения — 1 ч 24 мин., средняя скорость — 32 км/ч.
Стоимость номера в гостинице «Адмирал» в Архангельске — 2295 руб.

Наш номер в отеле «Адмирал» — маленьком, расположенном на первом этаже многоквартирного дома — оказался таким уютным, что оставаться бы в нём да радоваться. Но у нас на Архангельск был всего один полный день, поэтому пришлось встать пораньше и отправиться на городские улицы. Первой (и главной в нашем плане) была, конечно, Чумбаровка.

Официально она называется «проспект Чумбарова-Лучинского» (был такой революционный деятель) и является одной из визитных карточек города. На относительно небольшом участке этой улицы, являющемся пешеходной зоной, «расставлены» специально свезённые сюда старинные деревянные дома. Есть также несколько уличных скульптур: русская женщина, Козьма Прутков, местные писатели Борис Шергин и Степан Писахов да герой одной из сказок Писахова Сеня Малина, больше известный как «архангельский мужик верхом на налиме».

Архангельск Архангельск Архангельск

Дома на Чумбаровке, действительно, интересные — особенно для тех, кто интересуется русским древянным зодчеством. Но этнографическим музеем я бы это место не назвал: часть домов выглядит неухоженно, а часть так наоборот нуждается в возврате к аутентичному состоянию путём удаления пластиковых окон, сайдинга и магазинных вывесок. Впрочем, может это оно так задумано... в любом случае, место колоритное и ни на что, виденное нами в других городах, не похожее.

А следующим из таких не виданных ранее мест оказалась набережная Северной Двины. Нет, в самой набережной ничего необычного не было: знак об основании здесь в 1584 году города Архангельска, знакомый всем по пятисотрублёвой купюре памятник Петру, неровные бетонные плиты да заросшие одуванчиками газоны. Но река! Тут она была ещё шире, чем в точке вчерашнего нашего привала. И от неё пахло морем — суровым Белым морем, до которого отсюда оставалось всего ничего, километров тридцать, наверное.

Архангельск Архангельск Архангельск

День был солнечным, но довольно холодным. Нам захотелось пообедать в каком-нибудь тёплом местечке с поморскими блюдами. На Чумбаровке мы видели ресторан «Трескоед» — он был закрыт, так как проходили мы там довольно рано. Но сейчас-то наверняка открылся, тем более что день был выходной и предпраздничный. Мы вернулись туда, сделав небольшой крюк в продолжение осмотра города. И каково же было наше удивление, когда «Трескоед» — и в самом деле уже открытый — оказался не рестораном, а банкетным залом! То есть если вы хотите там поесть, то должны заказать банкет на N персон. Причём, разумеется, заранее.

Казалось бы, в чём тут проблема — пойти да найти другое заведение. Но штука в том, что на своём не таком уж и кратком маршруте по Архангельску других заведений мы не встретили. А после обеда планировали съездить за город, в Малые Корелы, поэтому времени на поиски у нас почти что и не было. К счастью, наткнулись на столовую: хорошую такую столовую современного типа с большим выбором блюд и приятными ценами. Поели, вернулись к гостинице, сели в автомобиль и поехали.

Малые Корелы — это музей деревянного зодчества, расположенный рядом с селом Уемское километрах в двадцати от Архангельска. Об этом музее мы прочитали заранее и заранее же решили побывать там. Возможно, стоило провести это время в городе... но мы, как всегда, оптимистично подумали про «следующий раз» и выбрали зодчество. И не пожалели. Подышали чистейшим воздухом, поразглядывали старинные избы да церкви, прокатились в конном экипаже. И вечером, как это принято говорить, «усталые, но довольные», вернулись в свою гостиницу.

Архангельск Архангельск Архангельск

Что сказать об Архангельске в заключение? Честно говоря, увидеть мы там успели не очень-то многое. Но такова специфика наших Больших Летних Путешествий с их большими расстояниями и жёстким дефицитом времени. Город показался нам немного запущенным и не совсем приспособленным к туристам, хотя утверждать наверняка не стану по причине того, что знакомство было поверхностным. Поехать бы туда снова да на подольше... я пишу так и думаю едва ли не про все места, куда мы заглядывали, но ведь эти мечты сбываются! И доказательством тому — Вологда, Кострома и Плёс, о которых будет рассказано далее.

Архангельск

Фотографии Архангельска    |    Фотографии Корел

День пятый, 12 июня, вторник. Архангельск — Вологда

Пробег — 786,22 км, время движения — 9 ч 10 мин., средняя скорость — 86 км/ч, средний расход топлива — 7,0 л / 100 км.
Стоимость номера в гостинице «Акварель» в Вологде — 2100 руб.

Ночью пошёл дождь. Под дождём мы выехали (в восемь утра по местному времени) из Архангельска, под дождём приехали (около семи часов вечера) в Вологду. Дорога ничем особенным не запомнилась. Разве что случаем с утятами.

Недалеко от Архангельска мы свернули к Антониево-Сийскому монастырю, упоминание о котором встречали в путеводителе. Но монастырь оказался «строгим», визиты туристов там не приветствовались. Поэтому мы посмотрели на него со стороны, отъехали немного в обратную сторону и остановились на обочине выпить чаю. Пока Ириша «накрывала на стол», я фотографировал утку с утятами в придорожном болотце. Возвращаюсь к машине и вижу: Ириша что-то кричит мне и жестами показывает обернуться. Оборачиваюсь, а там утиное семейство, закончив купание, неспешно переходит через дорогу. Вскидываю фотоаппарат, и тут в кадр из-за поворота вкатывается пикап «Тойота»! К счастью, водитель успевает притормозить, а утки, ничуть не ускорившись, завершают переход, топают по траве к речке и так же неспешно уплывают по ней в направлении монастыря. И не понимают, как повезло им сегодня.

А нам повезло с жильём в Вологде. У нас был забронирован номер в гостинице «Акварель», расположенной недалеко от кремля в старинном деревянном доме. А дом рядом обладал резным палисадом, и местная легенда гласила, что это тот самый резной палисад — из песни. Правда, был он не номер один, и сада со скамьей у ворот тут не прослеживалось... ладно, говоря о везении, я имел в виду совсем не это.

Вологда

Везение заключалось в том, что наш номер... оказался по каким-то причинам не готов, и нам дали другой — огромный, занимающий весь мансардный этаж! И дополнительной платы за это не потребовали. Вот это, я понимаю, отношение к клиентам!

Вологда

Так как время было ещё не позднее, мы немного прогулялись по городу. Немного — потому что шёл дождь, причём довольно неслабый. Поужинали в пиццерии Marco: да, пиццу в любом российском городе найти проще, чем какие-нибудь местные русские кушанья. Впрочем, русские я тоже потом нашёл: сходил в магазин и купил пиво себе на перед сном и йогурты нам на завтрак. Пил пиво и думал о том, как это здорово: завтракать в Архангельске, а ужинать в Вологде. И жить при этом в Екатеринбурге. Как бы vanlife, только в гостиницах. ;)

Вологда

День шестой, 13 июня, среда. Вологда

Пробег — 0 км.
Стоимость номера в гостинице «Акварель» в Вологде — 2100 руб.

Утром мы первым делом бросились к окну. Ура — дождь перестал! Небо, правда, так и не прояснилось. Но у пасмурной погоды есть свои преимущества: гулять не жарко, а фотографировать можно «во все стороны». И, как и планировали, мы отправились гулять и фотографировать.

Вологду мы уже посещали восемь лет тому: возвращаясь из Карелии, здесь ночевали, а перед отъездом заглянули к кремлю, но час был ранний, и внутрь мы не попали. Теперь это следовало исправить.

Вологда Вологда Вологда Вологда

Исправили. Осмотрели кремль, точнее, то, что принято называть Вологодским кремлём. На самом деле это Архиерейский двор, исторически находившийся внутри кремлёвских стен, построенных в XVI веке и разобранных — за ненадобностью и ветхостью — в веке XIX. Побывали внутри Софийского собора (XVI век), а потом я поднялся ещё и на колокольню. Прогулялись по набережной реки Вологды. Там есть пара забавных памятников, посвящённых вологодскому говору: скамейка «Посидим, пооокаем» и собственно «буква О». Интересно, что, общаясь с вологжанами, я особого оканья в их речи не заметил: мой собственный уральский рот окает куда более явно. Правда, в гостинице мою фамилию записали как «Онисимов»...

Вологда
Вологда

Остаток дня бродили по улицам Вологды, рассматривая резные палисады и старинные каменные здания. Пообедали в заведении под названием «Огород»: это что-то среднее между кафе и столовой, с большим выбором вкусных блюд и умеренными ценами. Не забыли найти фирменный магазин с «дарами Вологодчины», где купили по баснословной цене вологодское сливочное масло в глиняном горшочке. Когда потом (уже дома) попробовали, не нашли в нём ничего сверхестественного. Но маркетинг, надо признать, гениальный...

Вообще в магазинах Вологды (а мы заходили и в обычные продуктовые) бросилось в глаза обилие местной продукции, особенно молочной. Впрочем, и у нас на Урале тоже много местного: видимо, сельское хозяйство в стране реально развивается, и это не может не радовать.

Вологда Вологда Вологда Вологда

Несмотря на то, что весь наш день в Вологде был пасмурным и не слишком тёплым, город оставил очень приятное впечатление. Но, как и Великому Устюгу, и Архангельску, ему, на наш взгляд, не хватает внимания и (или?) денег. Из Вологды, как и из очень, очень, очень многих городов России, можно сделать конфету, туристическую мекку, центр притяжения. Можно и нужно. Есть только два вопроса: кто и когда?

Вологда

Фотографии Вологды

День седьмой, 14 июня, четверг. Вологда — Ярославль — Кострома

Пробег — 297,53 км, время движения — 5 ч 25 мин., средняя скорость — 55 км/ч, средний расход топлива — 6,7 л / 100 км.
Стоимость номера в гостинице «Московская застава» в Костроме — 2412 руб.

Утром в наши окна прямо сквозь шторы ударило яркое солнце. Вот бы вчера такую погоду! Но погода — всегда лотерея. И, надеясь, что до конца нашего Большого Летнего Путешествия она не испортится, мы позавтракали в «Огороде», завели мотор и поехали в сторону Ярославля.

Останавливаться там надолго мы не планировали. Заехали в гости к Иришиным родственникам, где были накормлены и одарены, а потом отправились на Стрелку. Это мыс между реками Волга и Которосль в месте их слияния, на котором в 2010 году к тысячелетию Ярославля был построен (хоть может правильней говорить «разбит») красивый парк. Мы были в Ярославле именно в 2010 году, но — за пару месяцев до празднования. И тогда Стрелка по старой русской традиции успевать всё в последнюю минуту представляла собой масштабную стройплощадку. Именно поэтому мы и хотели увидеть её вновь — готовую.

Ярославль Ярославль Ярославль

Увидели — очень понравилось. Цветы, фонтаны, могучая Волга по одну сторону и скромная Которосль по другую. А на соседних берегах и на круче над Стрелкою — храмы, храмы, храмы. Может стоило остаться в Ярославле до завтра? Ладно, в следующий раз, как всегда в следующий раз. Мы выпили кофе в верхней части парка и поехали дальше — в Кострому.

Ярославль

Кострома, как и Вологда — город, в котором однажды мы ночевали и который видели только мельком. А в этот раз решили познакомиться с ним чуть более основательно. С этой целью был на день и две ночи забронирован номер в гостинице «Московская застава», очень удачно расположенной на самом берегу Волги недалеко от центра города и от Ипатьева монастыря.

К гостинице мы подъехали около восьми часов вечера. Номер очень понравился — в этой поездке вообще все наши номера радовали. Это заслуга Ириши, занимавшейся бронированием и изучившей десятки отзывов об отелях в городах нашего следования. Хоть бывает такое, что и отзывы нормальные, и фотографии на «Букинге» красивые, но приедешь, а в реальности всё иначе. Но нынче разочарований не было.

Кострома

До темноты мы успели прогуляться вдоль набережной и полюбоваться закатом над Волгою. И пошли изучать карту города, чтобы завтра с утра, не мешкая, отправиться в поход по достопримечательностям.

Кострома

Фотографии Ярославля

День восьмой, 15 июня, пятница. Кострома

Пробег — 0 км.
Стоимость номера в гостинице «Московская застава» в Костроме — 2412 руб.

День в Костроме мы начали с похода в Ипатьевский монастырь. Знаменит он прежде всего тем, что здесь началась история царского рода Романовых. Как это было — общеизвестно, поэтому перессказывать не буду.

Монастырь впечатлил. Издалека, с противоположного берега реки Костромы, он выглядит этаким былинным русским градом с белокаменными стенами и ослепительно золотыми куполами собора над ними. Вы приближаетесь, переходите реку по мосту, и монастырь под каждым новым углом выглядит ещё красивей, ещё интереснее. У стен — рыночная суета: автобусы подвозят туристов, туристы атакуют лавки с костромским льном и прочими местными сувенирами да закусочные в русском стиле. А внутри монастыря — тишина и покой. В наше время монастырь является музеем, но храмы — Троицкий собор и церковь Рождества Пресвятой Богородицы — действующие.

Кострома Кострома Кострома

Мы побывали в соборе, посетили палаты бояр Романовых. Потом вышли наружу, прошлись по рынку и пообедали. И направились в гостиницу, чтобы оставить там покупки-гостинцы и продолжить обследование Костромы.

Кострома Кострома

Во второй половине дня погода немного и ненадолго испортилась. А у меня сломался фотоаппарат — мой старый добрый Sony A37, с которым я не расставался с 2013 года. Правда, в этой поездке он был со мной уже в качестве «второго номера», поэтому наша фотолетопись на паузу не встала. А на последнем сделанном Sony кадре осталась одна из визитных карточек Костромы — пожарная каланча 1824 – 1827 годов постройки.

Кострома

Вообще, центр города оставил очень приятное впечатление: чисто, красиво, есть что сфотографировать и где сфотографироваться. И с общепитом проблем не возникло: мы нашли отличный ресторан русской кухни, где вкусно и не особенно дорого поужинали. Я не раз отмечал это, но повторюсь: найти в российском городе русский ресторан бывает зачастую очень и очень трудно, кругом сплошь пицца, паста, суши и хинкали. В Костроме оказалось иначе, и за это городу ещё один плюсик.

Кострома Кострома Кострома

А вечером мы гуляли по набережной. Дошли почти до гостиницы «Волга», где ночевали в 2011 году. Вернулись к своей «Московской заставе», маленькой и уютной. Полюбовались закатом и пошли упаковывать вещи. Назавтра нас ждал Плёс.

Кострома

Фотографии Костромы

День девятый, 16 июня, суббота. Кострома — Плёс

Пробег — 78,94 км, время движения — 1 ч 30 мин., средняя скорость — 53 км/ч, средний расход топлива — 6,8 л / 100 км.
Стоимость номера в гостинице «Фаворит» в Плёсе — 4950 руб.

Плёс — городок удивительный. Один из самых маленьких городов России (население меньше двух тысяч человек!), он занимает первое место в стране по количеству туристов на одного жителя. Считается, что это один из пунктов, где «обязательно должен побывать каждый». Но почему? Мы побывали, и у нас нет ответа. Но мы с огромным удовольствием поехали бы туда снова!

Плёс

Главная зримая достопримечательность Плёса — это Волга, точнее, вид на неё с горы Левитана. А незримая — атмосфера этакого дачного места из прошлого, из XIX века. Здесь кажется, что время встало. Неспешно позавтракать, неспешно гулять, неспешно обедать, подремать и прокатиться на кораблике, рано поужинать и спать до такого же завтра. Больше в Плёсе заняться, кажется, нечем, но это ль не чудо и это ль не то, о чём все мы подспудно мечтаем? Кстати, про «рано поужинать» я написал неслучайно. Прогуляв до семи часов вечера, мы вернулись в свою гостиницу и с удивлением узнали, что ресторан при ней уже закрыт! Пошли к другому, но там места были только по записи. Едва успели купить копчёной рыбы у припозднившихся уличных торговцев да кой-чего навынос в «Кофейне Кувшинниковой», которая тоже уже закрывалась. И ужинали в походном стиле на лавочке на берегу Волги. А время-то было совсем ещё детское.

Плёс

Ещё несколько слов о сюрпризах плёсского общепита. Как я уже говорил, мы были здесь проездом в 2016 году; захотели плотно поесть перед длинным дневным перегоном и заехали в туристический комплекс «Миловка», который нашли на карте. Место очень понравилось, но ресторан был закрыт в связи с ранним часом. В этот раз мы явились сюда сразу по приезду около одиннадцати утра, но ресторан не работал из-за какого-то корпоративного тренинга. Вот это, видимо, и называется «не судьба». Ладно, поехали в Плёс, заселились в гостиницу, поели «у Кувшинниковой». А на Миловку и тамошний ресторан «Чугунок» обиделись, хоть и не по-серьёзному, в шутку.

Плёс

Да, я чуть не забыл рассказать о нашей плёсской гостинице. Ещё при планировании поездки мы поняли, что основное жильё для туристов в Плёсе — гостевые дома. Не могу сказать о них ничего плохого, это просто не наш формат. А «классическую» гостиницу в интернете нашли едва ль не единственную. Она располагалась на первой линии, то есть от Волги её отделяли лишь дорога да газон с тротуаром, и номера в ней стоили очень недёшево. Но — живём мы единожды, и потому забронировали. И не разочаровались, а точнее были в восторге. Восторга не испортил даже гостиничный ресторан, закрывавшийся, как оказалось, и как рассказал я чуть выше, в смешные семь часов вечера.

Плёс

В Плёсе мы провели один неполный день и одну ночь. И уезжали оттуда с большим сожалением. И мечтою когда-то вернуться, чтобы неспешно завтракать, неспешно гулять, неспешно обедать и так далее, далее, далее.

Плёс Плёс Плёс

Фотографии Плёса

День десятый, 17 июня, воскресенье. Плёс — Слободской

Пробег — 697,91 км, время движения — 9 ч 21 мин., средняя скорость — 75 км/ч, средний расход топлива — 6,6 л / 100 км.
Стоимость номера в гостинице «Красный якорь» в Слободском — 1900 руб.

Утром, позавтракав и купив копчёной рыбы, мы выехали в сторону дома. Весь день ехали, ехали, а к вечеру приехали в знакомый город Слободской Кировской области, где остановились на ночёвку в знакомой гостинице «Красный якорь». Рассказать о событиях этого совершенно нечего — событий не было, что, в общем-то, и замечательно. Можно, правда, отметить, что дороги на этом участке пути были по качеству наихудшими за всю поездку.

Плёс

День одиннадцатый, 18 июня, понедельник. Слободской — Екатеринбург

Пробег — 815,50 км, время движения — 10 ч 47 мин., средняя скорость — 76 км/ч, средний расход топлива — 6,5 л / 100 км.

Нечего рассказать и о последнем дне путешествия. В 5:20 по местному времени (совпадает с московским) мы выехали из Слободского, около семи часов вечера (по уральскому времени) въехали в Екатеринбург. Город встретил дождём и прохладой — а ведь почти весь сегодняшний путь мы проделали под ярким жарким солнцем.

Что и говорить, путешествие получилось отличным! В каждый из посещённых городов хотелось бы съездить ещё (не раз). Но жизнь коротка, а страна огромна. И через год мы поедем... пока не знаю куда, но, наверное, в какую-то другую сторону.


PS    Подробный фотодневник путешествия