АБАЛАК: МОНАСТЫРЬ И ТУРКОМПЛЕКС

Дмитрий Анисимов
август 2016

Будучи в Тобольске, мы на несколько часов съездили в расположенное неподалёку село Абалак. Оно известно своим монастырём XVIII века (а в этой части России монастырей, надо сказать, вообще немного), а также туристским комплексом, фотографии которого нет-нет да и мелькнут на просторах Интернета. И, раз уж мы оказались рядом, то почему бы не увидеть всё своими глазами?

Выезжаем из Тобольска в сторону дома (то есть на Тюмень, Екатеринбург) и незадолго до моста через Иртыш сворачиваем налево по указателю «Абалак». Ещё километров двадцать по хорошей асфальтированной дороге, и мы паркуемся у стен Свято-Знаменского мужского монастыря, откуда открывается изумительный вид на речные дали. Других машин рядом нет: день будний и жаркий, поэтому одни работают, а другие где-то купаются. Взводим затворы фотокамер и идём в монастырские ворота.

Абалак

История Абалакского монастыря такова. Ещё в 1585 году Ермаку, разгромившему здесь [очередное] татарское войско, явился Николай Чудотворец и сообщил, что Абалаку суждено стать жилищем Бога. А в 1636 году, когда в Абалаке уже жили русские, одной местной вдове, Марии, приснилась икона Богородицы, а по сторонам от неё — иконы Николая Чудотворца и Марии Египетской. И голос Николая повелел вдове построить в Абалаке церковь во имя этого знамения. Мария рассказала о том тобольскому архиепископу, и тот распорядился приступить к строительству. А икону со слов вдовы написал в 1637 году тобольский протодиакон Матфий. Икона считалась чудотворной, но до наших дней, увы, не сохранилась. Остались только списки с неё. Монастырь же в Абалаке был основан в честь этой иконы в 1783 году святителем Варлаамом, в то время епископом, а впоследствии — архиепископом Тобольским и Сибирским. В новую обитель перевели монахов из Богоявленского мужского монастыря, что в селе Невьянском Пермской губернии (это рядом с городом Алапаевском в нынешней Свердловской области).

Абалак

При Советской власти обитель закрыли. В её стенах устроили пересылочный лагерь НКВД, затем — детский интернат, склады и мастерские. И только в 1989 – 1994 годах монастырь вернули церкви. И к нашему времени он приведён просто в идеальное, на мой взгляд, состояние.

Абалак

Осмотрев монастырь и выпив холодного клюквенного морса в монастырской чайной, идём по-над берегом к туристскому комплексу «Абалак». Это стилизованное под острог сооружение... или даже комплекс сооружений, впечатляющий своими масштабами, но выглядящий совершенно заброшенно. У ворот — табличка, гласящая, что за вход нужно заплатить 50 рублей. Но платить некому! — и так как ворота распахнуты, мы просто заходим на территорию. А там такое...

Абалак

Вообще, если сказать коротко, то мне всё очень понравилось — возможно, оттого что раньше я просто не видел «аналогов». Все строения мастерски срублены из мощных брёвен, всё дышит деревом, природой, просторами. Тут и там стоят вытесанные топором «статуи», от мелких до весьма масштабных; выглядят грубовато, а порою наивно (чего стоит хотя бы витязь пред Змеем Горынычем, больше похожий на какого-то Маугли), но в том-то и прелесть. Вот только почему вокруг ни души? Помещения, предназначенные, казалось бы, для проживания, пусты, кафе закрыто, на скамейках никто не отдыхает, на качелях никто не качается. И, лишь обойдя всё по кругу, мы наткнулись на группку таких же, как мы, растерянных туристов. Могу предположить, что комплекс заполняется в выходные и по праздникам, а в будни его просто оставляют открытым для «случайных прохожих». А ещё, я думаю, это прекрасное место для корпоративов. И основные клиенты и посетители — это, наверное, жители Тобольска, потому что других городов окрест не наблюдается.

Абалак Абалак Абалак Абалак Абалак

Перед отъездом из Абалака мы ещё какое-то время полюбовались на Иртыш, подышали чудесным летним воздухом. Возможно, в другой раз стоило бы попробовать на одну ночь остановиться в этом туркомплексе. Только ради того, чтоб вечерком посидеть на высоком берегу, ни о чём серьёзном не думая. Только бы в это время здесь не было корпоратива: тишина и спокойствие, которые мы здесь застали, стоят многого.

Абалак