МАЛОЕ ЛЕТНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ — 2022:
ОРЕНБУРГСКОЕ КОЛЬЦО

Дмитрий Анисимов
сентябрь 2022

карта

В этом —2022м — году по связанным с работой причинам Большое Летнее Путешествие пришлось отменить. Оставалась надежда на Малое, в августе. Но и здесь всё зависело от того, как построятся звёзды. И потому, чтоб не сглазить, я не планировал точных маршрутов заранее. Не спасло: звёзды сошлись неудачно, неправильно. Но потом одна из них вернулась, видать, на нужное место, и мы сумели таки отправиться в своё очень Малое и не совсем уже Летнее Путешествие. В нашем распоряжении была неделя, а на дворе начиналась осень...

Не хотелось много ездить, хотелось просто сменить обстановку. И мы решили — в Самару. Но чтобы увидеть ещё и что-нибудь новое, поехали не так, как обычно, а через Оренбург по степям Южного Урала. В Оренбурге провели день и две ночи. Потом — трое суток в Самаре. И обратно домой давно знакомой дорогою. Казалось бы, ничего особенного. Но мы впервые побывали в Оренбурге, впервые увидели реку Урал и узнали новый (длинный) путь в Самару. Отдохнули и перезагрузились. Так что смысл в путешествии был, и все его цели были достигнуты. А теперь — обо всём поподробнее.

Дороги

Из Екатеринбурга в Оренбург можно ехать через Уфу и Стерлитамак, а можно — через Челябинск мимо Магнитогорска. Чтобы итоговый маршрут получился кольцеобразным (не люблю повторяться), выбрали второй вариант. Челябинский тракт приятно удивил. Давно ли я по нему ездил? — года два назад или раньше. Тогда большая часть этой трассы была обычной двусторонкой: полоса туда, полоса обратно. А теперь все 200 километров между уральскими столицами — это четыре полосы с разделёнными направлениями. Качество асфальта — отличное, кафе и заправок по пути предостаточно. На одной, куда мы свернули выпить кофию, обнаружился даже «прибор» для зарядки электромобилей! Не думал, что будущее приближается к нам так стремительно...

В Челябинск не заезжали, обогнули его с запада. Немного проехали по М5 в направлении Уфы, а потом свернули «в поля». Здесь дорога снова стала узкою, а асфальт слегка «поплохел». Но в силу малой загруженности трассы неудобств это не доставило.

Ехали, не торопясь, пару раз останавливались на пикник у обочины. Въехали в Башкирию, за Сибаем пообедали в придорожном кафе (не впечатлило). Границу Оренбургской области пересекли в начале седьмого вечера, в сам Оренбург прибыли в начале девятого. Одометр за этот день отсчитал 965 километров.

А через день мы «сделали» ещё 421 километр — от Оренбурга до Самары. Точнее, от отеля до отеля. Дорога — по большей части обычная двухполосная, асфальт нормальный, загруженность ниже средней. По сторонам — бескрайняя степь, расчерченная возделанными полями. И в Оренбургской области, и в Самарской видели какие-то гигантские предприятия нефтегазового комплекса. Впечатлило!

Что касается пути из Самары домой по М5 мимо Уфы через Сим и потом через Месягутово, то о нём я уже не однажды рассказывал. Отмечу, что в горах в Челябинской области трассу активно расширяют: взрывают скалы, строят мосты, возводят насыпи. Надеюсь, что когда-то мы проедем здесь быстро, не упираясь в медленные фуры на участках с запрещённым обгоном. А ещё надеюсь, что местами вдоль трассы обустроят парковки со смотровыми площадками. И они не будут завалены мусором. Впрочем, это отдельная тема, развивать её здесь я не буду.

Оренбург

В Оренбурге остановились в гостинице под названием «Особняк купцов Хусаиновых». И это в самом деле старинный особняк, сохранивший историческую внешность, но внутри «доработанный» для комфортного проживания. Расположение — самое то для автотуристов: почти в центре, но на перекрёстке с «магистральной» улицей. Парковка — в закрытом дворике, правда, довольно тесном. Огромным плюсом для нас оказалось то, что в гостинице «кормят»: в любое время можно попросить, чтобы вам сварили пельмени (самолепные и очень вкусные). Мы воспользовались этой возможностью дважды: в вечер приезда и в утро отъезда. А единственным минусом оказалось расположение нашего номера (самого по себе неплохого): его окно выходило на ту самую магистраль (улица Рыбаковская), а поскольку этаж был первый, то в окне постоянно двигались головы пешеходов, а за ними дымил поток автомобилей. Впрочем, неплохая шумоизоляция, шторы и кондиционер, а также то, что днём мы в номере не сидели, свели для нас эту проблему к минимуму.

особняк купцов Хусаиновых особняк купцов Хусаиновых особняк купцов Хусаиновых

Весь день 5 сентября мы провели в прогулках по городу. По улице Советской (часть её — пешеходная) долго, рассматривая и фотографируя достопримечательности, шли до набережной реки Урал. По пути позавтракали в симпатичной кофейне «Клуб любителей завтраков». Советская чем-то напомнила мне улицу Большую Покровскую в Нижнем Новогороде, только масштабно уменьшенную. Исторические здания, скульптуры, магазины, кофейни-рестораны, театры... С утра улица была довольно безлюдной, но ближе к обеду стала заполняться, и сходство с Нижним усилилось. А что за памятник там в конце пути на фоне неба? По фигуре я узнал Чкалова, потому что он очень похож на нижегородского Чкалова! И стоит так же — над высоким берегом к реке спиною. И за ним начинается идущая вниз лестница — тоже как в Нижнем! Но снова в масштабе. И Урал — будто маленькая Волга. Но в Нижнем лестница ведёт просто на набережную, а в Оренбурге — к мосту. И это мост не только с берега на берег, но и из Европы в Азию!

Оренбург Оренбург, Чкалов Оренбург, мост Европа - Азия Оренбург, мост Европа - Азия

Сходили на тот берег. Азия начиналась каким-то заброшенным парком. Дальше исследовать её не стали: мы сами из Азии, значит ничем удивить нас она не сможет. Вернулись в Европу. Кстати, в Оренбурге эти части света соединяет не только мост, но и канатная дорога. И здесь опять аналогия с Нижним и его канаткой через Волгу! А вот набережная с песчаным пляжем на европейской стороне Урала напомнила Самару, но тоже уменьшенную.

Оренбург, канатная дорога Оренбург, набережная

Потом мы шли по Советской обратно, пили кофе, ели мороженое. Сворачивали в боковые улицы, смотрели, что там есть интересного. Город к тому времени стал совсем людным. Особенно много было студентов, весёлых и шумных в это далёкое от сессии время. Через несколько часов прогулки мы вернулись в свою гостиницу, где слегка отдохнули, а потом совершили ещё одну вылазку. Посмотрели на Караван-Сарай, а затем опять вышли на Советскую. Купили оренбургский пуховый платок и поужинали в интересном заведении «Русские блины» борщом и... блинами.

Оренбург, Караван-Сарай русские блины

Хотелось гулять ещё, увидеть, каким будет город в искусственном освещении. Однако, на улице резко похолодало. И мы вернулись в свой номер. День вышел насыщенным — стоило отдохнуть и переварить впечатления.

Оренбург

Что мне запомнилось в Оренбурге? Красивая и, как модно сейчас говорить, атмосферная улица Советская. Красивая, хоть ещё не до конца обустроенная набережная. Мост через реку Урал из Европы в Азию. Старые домики в центре: многие из них в плохом состоянии, на многих висят объявления «Продаётся», и что с ними случится дальше, остаётся догадываться. Весёлые студенты на улицах. Не совсем выспавшаяся девушка, приготовившая нам отличный завтрак в кофейне «Клуб любителей завтраков». Необычная гостиница «Особняк купцов Хусаиновых», заботливые горничные и их вкусные пельмени. Солнечный день и внезапно холодный вечер. И вообще вся наша долгая и беззаботная прогулка по городу.

Хотел бы я сюда вернуться? Конечно же. Мне хочется вернуться практически во все места, где мы когда-то бывали. Увидеть их в другую погоду, в другом свете, в другом настроении. Обнаружить, что как меняется. А ещё пройти по другим улицам, посмотреть на другие достопримечательности. Случится ли? Ну, как всегда, будем надеяться.

Оренбург Оренбург Оренбург Оренбург

Самара

В Самару мы приехали 6 сентября к вечеру. Поселились — уже в четвёртый раз — в гостинице ЦСКА ВВС. О ней я уже рассказывал, но не грех повториться. Об этой гостинице мало кто знает, потому что расположена она внутри спортивного плавательного комплекса, и вывеска «hotel» на комплексе отсутствует. Номера — не шикарные, но всё необходимое в них имеется. Постояльцам разрешается бесплатно посещать бассейн  он открытый, подогреваемый! Парковка — охраняемая, в ограде. Но главное достоинство этой гостиницы — её расположение. Она стоит прямо на волжской набережной; напротив, на возвышенности — площадь Славы с одним из узнаваемых самарских символов, монументом с рабочим, держащим крылья над головою. В десяти минутах ходьбы — Жигулёвский пивзавод с его знаменитейшим баром «На дне». Ну, и множество других достопримечательностей, и весь исторический центр города отсюда практически в шаговой доступности. При всём при том стоимость двухместного номера с удобствами — всего 2 000 рублей в сутки. И ещё 150 рублей берут за парковку. Кстати, я, забыл написать выше: номер в особняке Хусаиновых в Оренбурге обошёлся нам в 2 500 рублей в сутки (парковка бесплатно, пельмени отдельно). И если такую цену я считаю вполне справедливой, то самарскую — невероятно... приятной!

Самара, ЦСКА ВВС Самара, ЦСКА ВВС Самара, ЦСКА ВВС

В Самаре мы бываем более-менее регулярно, поэтому отвечать на вопросы, что мне запомнилось, и хотелось ли бы мне сюда вернуться, я не буду. С любимыми местами определился давно: это вся набережная Волги, пешеходная улица Ленинградская и — поймите правильно — бар «На дне» при пивзаводе. Вот и в этот раз мы гуляли по набережной, по Ленинградской и по «старому центру», где на многих домиках уже висят таблички про расселение. Самара тем временем готовилась к Дню города.

Самара Самара Самара Самара

Через дорогу от нашей гостиницы, у склона холма, на котором расположена площадь Славы, строили большую сцену. Мы заглянули в интернет и узнали: 9 сентября вечером здесь должен был состояться большой джазовый концерт с участием звёзд. Мы должны были уехать из Самары 10го утром, так что на концерт «успевали». И мы на него сходили. Правда, до конца не досидели: прямо по ходу действия погода испортилась, пошёл дождь и похолодало. И мы ушли в свою гостиницу. А оттуда послушать музыку не вышло — наши окна выходили на другую сторону. Тем не менее, этот концерт стал ярким впечатлением и остался прекрасным воспоминанием об этом нашем визите в Самару.

Самара Самара Самара Самара

И вот я думаю... Мне по-прежнему хочется ездить куда-нибудь далеко: быть за рулём целыми днями, завтракать в одном городе, ужинать в другом, назавтра в следующем и так далее. Это — наши Большие путешествия, и я надеюсь, что их будет ещё... ну, хоть сколько-то. Но мне нравятся и путешествия Малые, в которых дней «на месте» больше, чем дней в пути. Когда можно с утра до вечера гулять по незнакомому или уже знакомому городу, пить кофе, пиво, никуда не спешить и ни о чём не заботиться. В прошлом году нам повезло: мы съездили далеко на Алтай и близко — на Волгу. В этом году случилось только Малое путешествие, но год был таким, что и это я расцениваю как чудо. Что будет в следующем? И здесь я закончу как обычно: поживём — поедем. Потому что жизнь — это дорога, а дорога — жизнь.


PS    Подробный фотодневник путешествия