БОЛЬШОЕ ЛЕТНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ — 2020:
Кавказская «командировка»
За пару дней до отъезда нам позвонили из Пятигорска и сказали: в связи с карантинными правилами мы можем принимать только командировочных, поэтому если вы не такие, вашу бронь придётся аннулировать. Ну, что тут поделаешь? — пришлось выписать себе командировочные удостоверения. Не отменять же отпуск из-за какой-то там пандемии.
Да, 2020 год многим спутал все планы. И для многих оказался трагическим. Но весною мы этого ещё не ощущали и смело планировали свой летний отпуск. Ехать хотели снова на Кавказ, причём в июне. Но к июню весенние карантинные запреты сняты не были — и мы перенесли всё на август. К августу ситуация в стране вроде как стала нормализовываться. Тем неожиданней был звонок из забронированной нами пятигорской гостиницы. У них, оказывается, был указ губернатора, который, как они надеялись, с 1 августа отменят, но его не отменили. А в указе том было сказано, что в гостиницы можно селить только командировочных. При этом санатории, замечу, работали в обычном режиме, но путёвки в санаторий у нас не было. Зато была (и есть) своя фирма, от которой мы тут же себя в командировку и отправили. Забегая вперёд, поведаю: когда в своё первое пятигорское утро мы спустились в ресторан отеля к завтраку, там обнаружились такие же, как мы, командировочные пары, командировочные дети и командировочные пенсионеры. Губернатор Ставропольского края не знал, что в XXI веке распечатать удостоверение и шлёпнуть на нём печать какого-нибудь ООО или ИП не сложнее, чем забронировать через интернет номер.
Итак, мы поехали. Пунктом назначения, как вы уже поняли, был Пятигорск. Дорога знакомая: через Самару, Волгоград и Элисту. Разве что до Самары я решил доехать в два приёма с ночёвкою в Кургазаке: во-первых, чтобы не выезжать в первый день ни свет ни заря, во-вторых, чтобы было время на фотографирование местностей. В Пятигорске мы планировали прожить неделю — желательно, с выездом хотя бы раз в окрестности. А на обратном пути я предложил посетить Ростов-на-Дону: крюк не так уж велик, а город посмотреть интересно. А ещё захотели заехать в Тольятти, погостить денёк у родственников.
В общем, как запланировали, так оно и вышло. Ниже — краткий рассказ «по дням». Конечно, с иллюстрациями.

2 августа. Екатеринбург — Кургазак
362,6 км, 5 часов 12 минут, средняя скорость 69 км/ч. Ночёвка в туркмплексе «Кургазак» — 1730 руб.
Знакомая дорога по знакомым местам: не торопясь, с остановками - чаепитьями. К источнику Кургазак и одноимённому туристическому комплексу подъехали в девятом часу вечера. Устроились (номер простой, но все удобства в наличии), поужинали в здешнем кафе (вкусно и, в общем, недорого). Прогулялись в сгущавшихся сумерках, умылись минеральной водой и отправились спать. Это был разминочный день. Завтра предстояло проехать чуть больше и по чуть менее удобной (то есть более загруженной) трассе.



3 августа. Кургазак — Самара
650,6 км, 9 часов 28 минут, средняя скорость 68 км/ч. Ночёвка в отеле «Бест Сити Отель» — 2700 руб.
Да, трасса М5 — загруженная и на большей своей части узкая, по одной полосе в каждом направлении. Ездить по ней не особенно комфортно, особенно там, где она переваливает через Уральские горы. Но мы здесь не впервые, и мы не торопимся. До Самары доезжаем без приключений. Там устраиваемся в отеле с умопомрачительным названием «Best City Hotel», а потом едем в гости к тёще. Под занавес дня — прогулка по великолепной самарской набережной.



Отель, кстати, оказался реально классным. Даже если он и не самый «бест», то один из таких точно. Мне даже захотелось пожить в нём подольше, но... график, график, график. Шикарный номер и очень удачное расположение: через дорогу от набережной, недалеко от знаменитой Ладьи. Единственный минус — парковка. Она общественная, а место здесь оживлённое. Нам повезло: когда подъехали, на парковке оказался ровно один свободный «пробел». В него и нырнули. А если бы было занято всё? Хотя, возможно, на этот случай у администрации отеля есть какие-то варианты — я просто не спрашивал.



С набережной вечером тоже уходить не хотелось. Она прекрасна на закате, прекрасна в свете фонарей, когда небо и Волга уже тёмные. Но в этот раз мы здесь только проездом, и завтра нужно проснуться пораньше. Поэтому прогулка не затягивается — дисциплинированно уходим в гостиницу.

4 августа. Самара — Волгоград
826,1 км, 12 часов 1 минута, средняя скорость 68 км/ч. Ночёвка в отеле «Hilton Garden Inn Volgograd» — 3420 руб.
Завтракаем в отеле и выезжаем. В прошлом году мы ехали в сторону Волгограда вдоль правого берега Волги, а обратно возвращались (часть пути) вдоль левого. Нынче наоборот. Левобережный маршрут гораздо хуже правобережного из-за качества асфальта, но перегон сегодня не очень длинный, и мы не торопимся. В районе Саратова перебираемся по мосту на правую сторону, скорость движения возрастает, но потом мы попадаем в зону дорожных ремонтов. Что ж, для лета это обычное дело. К дверям своего волгоградского отеля подъезжаем в десять вечера по местному времени. Отель — тот же «Hilton Garden Inn Volgograd», что и в прошлом году. Потому что, во-первых, от добра добра не ищут, во-вторых, утром я снова хочу сходить на Мамаев курган.



5 августа. Волгоград — Пятигорск (с заездом в Элисту)
650,4 км, 9 часов 23 минуты, средняя скорость 69 км/ч.
После посещения Мамаева кургана (Родина-Мать уже полностью отреставрирована, леса сняты) выезжаем по знакомой дороге в сторону Калмыкии.

В прошлом году столицу этой республики мы обогнули «по краешку», а в этом, точно зная, что время в запасе имеется, решили заехать в город и посетить Золотую Обитель Будды Шакьямуни — один из крупнейших буддистских храмов Европы. Но посетить удалось лишь «частично»: хурул был закрыт на карантин, посмотреть на него можно было только снаружи, из-за ограды. Что ж, очередная заметка на полях нашей памяти будет такая: приехать в Элисту снова.


Затем мы немного прогулялись по городу. Что и говорить, выглядит он необычно. Местами ты оказываешься будто в декорациях к фильму о Вьетнаме или Таиланде, ... среди которых кто-то случайно поставил будку «Квас» или киоск «Мороженое». И то, и другое, кстати, оказалось очень кстати, потому что день был жарким. По этой причине пообедать мы решили на природе, а именно — в знакомом по прошлогоднему путешествию этно-кафе «Кочевник». Оказалось, что оно сменило хозяев, но на выбор и качество блюд это не повлияло. С удовольствием съели там махн шелтягян и бериги, выпили калмыцкого чаю. И снова в путь! — практически, это была уже финишная прямая.

В Пятигорск прибыли затемно. Нашли свою гостиницу, предъявили там командировочные удостоверения, и нас заселили. День завершился под привезённое с собою шампанское. Впереди были шесть суток курортного отдыха.

Фотографии Волгограда | Фотографии Элисты
6 – 11 августа. Пятигорск
Проживание в отеле «Интурист» — 22050 руб. (7 суток)
Утром мы смогли оценить вид со своего балкона: впереди — гора Бештау, слева — Главный Кавказский хребет с белоснежным Эльбрусом, то скрывающимся за низкими облаками, то открывающимся во всём своём величии. За этот вид я сразу простил гостинице все её недостатки, которых, впрочем, было не так уж и много.

Недостатки эти типичны для больших отелей с советским прошлым: неудобная для длительного проживания планировка и меблировка номера, бестолковое расположение розеток и общая лёгкая запущенность. Зато в таких гостиницах чаще всего бывают — и пятигорский «Интурист» не оказался, к счастью, исключением — отличные мощные завтраки по умеренным ценам.


Эти завтраки делали нас «автономными» практически до вечера... впрочем, в Пятигорске в пешей доступности от нашего отеля обнаружилось столько привлекательных заведений общепита, что иногда мы жалели о том, что плотно позавтракали.
Рассказывать об увиденных нами пятигорских достопримечательностях я не буду. Информацию о любой из них можно найти в интернете и путеводителях. Попытаюсь передать лишь свои впечатления. Год назад я описал соседний с Пятигорском Кисловодск как типичный курортный город, где «хочется неторопливо гулять, неторопливо сидеть в кафе, неторопливо пить нарзан и неторопливо всё это фотографировать». Но сейчас я б отметил, что относится сказанное в большей степени не к самому Кисловодску, а к его Курортному парку. И понятно мне это стало лишь в Пятигорске — по контрасту, хоть контраст сей, вообще-то, парадоксален. По здравому рассуждению оба этих места устроены схоже: вот вам улицы, а вот территория на склонах окрестных гор. Но в Кисловодске территория та — Курортный парк — ухожена, размечена и, если хотите, обжита. Там, по аллеям и терренкурам, можно гулять целыми днями, что мы с восторгом и делали. И, вспоминая Кисловодск, я вижу сначала эти аллеи и терренкуры, и лишь потом — кусочек города с Нарзанной галереей и парой кафе, где мы обычно завтракали. В Пятигорске, напротив, запомнились улицы да места, к которым ведут эти улицы: парк Цветник с Лермонтовской галереей, домик Лермонтова, памятник Лермонтову, Провал, Пироговские ванны, Ермоловские ванны, Спасский собор, фонтан «Гномы» (он же «Деды») и так далее. Конечно, мы были на вершине горы Машук, гуляли по её склонам, сидели у беседки «Эолова арфа», доходили до места дуэли Лермонтова с Мартыновым и до Ворот Солнца... но город понравился больше, чем «загород». Не знаю, понятно ли я объяснил или только запутал... но если в общем и целом, то и в Кисловодске в 2019м году, и в Пятигорске в 2020м нам было жить очень, очень и очень приятно.








Фотографии Пятигорска: 6 августа | 7 августа | 8 августа | 10 августа | 11 августа
9 августа. Поездка на Эльбрус
343,6 км, время в пути и среднюю скорость не записал (забыл)
И как год назад мы на день вырвались из Кисловодска, так и здесь на день покинули Пятигорск. Нашей целью был Эльбрус — самая высокая гора Европы. Покорять вершины (их у Эльбруса две, 5642 и 5621 м) мы, разумеется, не собирались. Зная, что на склон Эльбруса можно подняться с комфортом, на подъёмнике, мы планировали сделать именно это.
Дорога от нашего отеля до пункта назначения — поляны Азау — оказалась недлинной (примерно 150 км), отличной по качеству асфальта и весьма живописной. Сначала казалось, будто мы едем по равнине; потом вокруг поднялись горы, и они становились всё выше и круче. Проехали через Тырныауз — самый высокогорный город Российской Федерации, расположенный на высоте 1300 метров над уровнем моря. Удивительное место! — высотные дома, окружённые подступающими почти вплотную горами, смотрятся на фоне этих гор совершенно игрушечными.

Вскоре после Тырныауза — поляна Азау, место, где в окружении нескольких гостиниц и ресторанов находится нижняя станция канатной дороги. Выйдя здесь из машины, мы ощутили некий лёгкий дискомфорт. Виной тому был разрежённый горный воздух: 2300 метров над уровнем моря — не так уж и мало для непривычного организма.

Оставив авто на платной парковке, мы купили билеты на канатку, и она вознесла нас на отметку 3500 метров, на станцию «Мир». Здесь сердце билось учащённо, а голова плыла уже явно. Однако вскоре мы адаптировались, и в том нам помог сытный горячий обед в одном из местных кафе.
Да, именно «в одном из»! Здесь, на недоступной простому смертному высоте, в месте, которое, казалось бы, должно было быть диким, цивилизация, если можно так выразиться, кипела всеми своими атрибутами. Кафе-рестораны, сувенирные лавки, 4G-интернет и даже туалеты... здесь можно было остаться надолго. И вот Ириша осталась, а я... поехал выше, на станцию «Гарабаши», на 3847 метров.





Я думал, там будет снег и безмолвие, но снег был, а с тишиной — проблемы. Такие же толпы людей, как и «этажом ниже». Фотографируют и фотографируются, селфятся, стримят и просто болтают по телефонам. Чуть выше по склону — скопление техники: снегоходы, ратраки и даже грузовики. Их владельцы за небольшую плату готовы подвезти тебя ещё чуть ближе к вершинам. Я хотел было съездить, да не решился. Кто его знает, как поведёт себя организм на четырёх тысячах метров. Погуляв немного по камням на границе снега да поснимав умопомрачительные местные виды, я вернулся на «Мир», откуда уже вдвоём мы спустились к поляне Азау. И только тут, посмотрев на часы, поняли, что на склонах Эльбруса пробыли довольно долго, и в Пятигорске окажемся только к ночи.



Впрочем, дорога была нам известна, и торопиться не стали. Поужинали в одном из ресторанов Азау, а потом ещё побродили по местному рынку, благо, работал он долго. Обратный путь подарил нам красивый закат. И весь этот день остался в памяти как необычайно красивый и яркий. Кстати, это был день моего рождения.

12 августа. Пятигорск — Ростов-на-Дону
508,8 км, 6 часов 30 минут, средняя скорость 78 км/ч. Ночёвка в отеле «Николаевский» — 3510 руб.
Но вот наши курортные дни закончились. 12 августа, позавтракав и ещё раз полюбовавшись Эльбрусом с балкона отеля, отправляемся в обратный путь. Но — в противоположную дому сторону! Потому что, как я писал в начале, хотим посетить Ростов-на-Дону, до которого от Пятигорска всего 500 километров.

Ужинали в плавучем ресторанчике на набережной Дона. Пожалуй, это мой любимый момент в автомобильных путешествиях: ты смотришь на окружающий мир вечером и вспоминаешь, что утром мир был иным — в другом месте, при другой погоде, с другим воздухом. И хочется завтра оказаться ещё где-то, послезавтра — ещё и так далее. И я не могу решить, что для меня привлекательней: такой вот галоп, когда ты познаёшь мир на ходу и урывками, или поездка в какое-то одно далёкое место и долгое там проживание.

И вот ещё фокус с проживанием. Последнее время когда мы ищем на «Букинге» номер на несколько дней — с вариантами не густо. А когда «просто переночевать» — предложения выскакивают одно другого привлекательней. Так вышло и в Ростове. Маленький, расположенный близко к центру отель «Николаевский» оказался тем местом, где жить бы да жить. Единственный недостаток — отсутствие красивого вида из окон, потому как во дворах, первый этаж и окна на уровне асфальта. То есть жить лучше с задёрнутыми шторами, но в данном случае это меня ничуть не смутило.

13 августа. Ростов-на-Дону — Волгоград
479,3 км, 7 часов 58 минут, средняя скорость 60 км/ч. Ночёвка в отеле «Старый Сталинград» — 3150 руб.
Приехав в Ростов-на-Дону 12 августа, мы успели прогуляться по городу и вдоль донской набережной. Утром 13го, позавтракав в отеле, снова отправились на прогулку. Город, безусловно, стоил того, чтоб остаться в нём дольше, но наш график предполагал, что после обеда нужно выехать. Поэтому — пара центральных улиц, снова набережная и, собственно, всё.




А вечером мы уже в Волгограде. Для разнообразия на эту ночь забронировали другую гостиницу — «Старый Сталинград». Как и знакомый нам Hilton, она расположена рядом с проспектом имени Ленина, но до Мамаева кургана отсюда далековато. Гостиница небольшая и уютная, хотя оформление холла довольно своеобразное — «под Советский Союз». И это снова тот случай, когда «я остался бы здесь на подольше». Но завтра вечером нас ждут в Тольятти, а через четыре дня отпуск и вовсе заканчивается...


14 августа. Волгоград — Тольятти
817,0,8 км, 13 часов 16 минут, средняя скорость 61 км/ч.
Из Волгограда выехали рано и прибыть в Тольятти планировали не поздно. Но человек, как известно, предполагает, а Бог располагает. Под Волгоградом и Камышиным мы несколько раз останавливались у арбузных развалов — покупали арбузы и дыни разных сортов, чтоб удивить потом родных и знакомых. Ничего, потом наверстаем, думал я оптимистически. Но в Саратовской области начались дорожные ремонты, точнее, стали попадаться участки с ремонтами. И на некоторых из них мы больше стояли, чем ехали. Час прибытия отодвигался всё дальше к вечеру.


Там, где ремонтов не было, приходилось спешить: нет, не превышать скорость, а просто не останавливаться. А для меня это как наказание: не иметь возможности останавливаться, чтоб фотографировать красивые виды. А они здесь были реально красивые: то радуга в небе, то Волга в стороне, то поля подсолнухов в предзакатном освещении...


К Тольятти подъезжали уже в районе полуночи. И на самом, можно сказать, пороге города попали под ливень. Но нас ждал уютный дом, богатый стол и тёплый приём; навигатор вывел нас к нужному адресу, и здесь наше путешествие «почти что» закончилось.

15 августа. Тольятти
Целые сутки за окном лил дождь, и потому все возможные экскурсии по Тольятти были отменены, но отменены без сожаления. Весь день 15 августа мы провели... за столом: завтрак, второй завтрак, чай, обед, чай, полдник, чай, ужин. Но всё это, разумеется, было лишь фоном к общению. Такие дни должны иметь место в жизни — и я даже не жалею, что не погулял по Тольятти и ничего не сфотографировал. Надеюсь, ещё успеется.
16 августа. Тольятти — Екатеринбург
1074,1 км, 14 часов 51 минута, средняя скорость 72 км/ч.
К утру дождь стих, хотя потом в дороге мы столкнулись с ним (или уже с другим дождём) снова. Финишная прямая нашего путешествия была, как обычно, привычной и потому почти безостановочной. Пара чайно-бензиновых пауз, обед в кафе под Уфою и традиционный привал у источника Кургазак. Дома были после полуночи, то есть фактически — 17 августа. Большое Летнее Путешествие – 2020 удалось на славу. Надеюсь, и на следующий год такая удача нас не оставит.



Всего за поездку пройдено 5717 км со средней скоростью 67 км/ч, на что потрачено почти 85 часов времени и 450 литров бензина.
PS Подробный фотодневник путешествия