ДВЕ ПРОГУЛКИ ПО ВЕНЕ
Нам давно хотелось побывать в Вене, причём почему-то — непременно осенью. Но вышло так, что в первый раз я оказался там один и весною. Я многое узнал и разведал, и когда мы вернёмся в Вену вместе, нам не придётся тратить время на изучение карты и ориентирование на местности. Мы сразу пойдём... впрочем, об этом я расскажу в своё время. Пока же опишу, как гулял по сказочному городу сам.
Вообще-то целью моей поездки был маленький городок Стара Тура в Словакии. Но добираться до него проще всего именно через Вену, тем более что словацкие коллеги обещали прислать в тамошний аэропорт машину. И я подумал, что просто пересесть из самолёта в автомобиль и проехать мимо австрийской столицы было бы глупо. Поэтому спланировал всё так: прилетаю утром, но встретить меня прошу вечером. На обратном пути — наоборот, т.е. вылет вечером, но в аэропорт пусть привезут меня как можно раньше. Таким образом, у меня образуются целых два дня на осмотр венских красот и достопримечательностей.
Список этих красот я изучил заранее, купив в книжном путеводитель по Вене и полазив по интернету. Узнал, как попасть в город из аэропорта и наметил маршрут первой прогулки. Вторую («предотлётную») решил спланировать потом — с учётом приобретённого опыта. Единственное, что меня беспокоило, так это языковой барьер. Как «сделанный в СССР», по-немецки я знал только «хальт!», «хенде хох!», «ахтунг!» и ещё пару-тройку подобных выражений. Полистал разговорник, запомнил «битте», «данке», «гутен морген» и решил не комплексовать по данному поводу. Ну не болтать же я туда еду! Дорогу найду по карте, а заказать обед и купить подарки можно вообще при помощи одних только жестов. В общем, вперёд!
Прогулка первая: 23 апреля
Из Екатеринбурга до Вены добрался без задержек и происшествий. Вылетел в 06:15 по нашему времени, совершил пересадку в Шереметьево и в 11:10 «по-австрийски» (разница с Уралом — 4 часа) приземлился в тамошнем аэропорту Швехат (Schwechat). Быстро прошёл паспортный контроль, легко нашёл по указателям камеру хранения и сдал туда до вечера вещи. Затем также по указателям направился к железнодорожным платформам, расположенным прямо в здании (или под зданием) аэропорта.
Я заранее знал, что из Швехата в Вену ходят поезда двух типов — обычный и скорый. Оба курсируют с получасовым интервалом. Первый идёт до центра города минут 25, и билет на него стоит 3,6 евро. Второй (City Airport Train, CAT) — на 10 минут быстрее, но почти в 3 раза дороже (10 евро). Решив, что опробовать нужно оба варианта, я выбрал для начала обычный поезд. Пришёл на платформу, увидел там автомат по продаже билетов, уверенно к нему приблизился, и ...
Вот незадача! На дисплее автомата отображалась схема с делением на какие-то зоны, и было понятно, что для покупки билета нужно знать, в какой из зон находится твоя станция. В моем путеводителе она называлась Wien Mitte, но где искать её на этой схеме? Я уж подумал было купить билет «с запасом», до какой-нибудь дальней зоны, как вдруг услышал рядом... русскую речь!
Да, в паре шагов от меня стояли, ожидая электричку, парень и девушка. Вид у них был абсолютно «местный» — ни сумок, ни фотокамер, как у туристов. Но они говорили по-русски, и я, как ни в чём не бывало, спросил их: скажите, пожалуйста, куда мне здесь нажать, чтобы купить билет до центра Вены? Они показали, я бросил в автомат монеты, получил билет и сдачу, поблагодарил своих нечаянных помощников и сел в поезд, который в тот самый момент и прибыл. Полупустой вагон, мягкие сиденья, чудесные пейзажи за окном, частые короткие остановки на пригородных платформах. Где-то уже в черте города поезд нырнул вдруг под землю, и вот она, та самая станция Wien Mitte, от которой я планировал маршрут своей сегодняшней прогулки.
На карте Wien Mitte была обозначена как bahnhof, вокзал. Но вместо «полноценного» железнодорожного вокзала я увидел «всего лишь» что-то вроде станции метрополитена. Поднялся на эскалаторе на поверхность и вышел в какой-то тесный людный переулок. Мне нужно было попасть к реке Вене; сориентировавшись по названиям улиц, направился влево и уже через пару минут стоял на набережной и фотографировал странные скульптуры на мосту Stuben Brücke. Именно эта точка должна была стать стартом и финишем запланированной мною на сегодня кольцевой прогулки. По местному времени было чуть за полдень, в аэропорт я должен был вернуться к семи часам вечера. Таким образом, времени в запасе вроде и много, ну так ведь и Вена — город немаленький. И, предвкушая массу впечатлений, я зашагал вдоль набережной на север, в сторону Дунайского канала (Donaukanal), являющегося, несмотря на название, вовсе не рукотворным сооружением, а естественным рукавом Дуная.
Погода была просто идеальной для пешей прогулки: солнечной, но не жаркой. Хотя по нашим уральским меркам здесь уже наступило настоящее лето. Листва на деревьях, трава на газонах, цветущие тюльпаны на клумбах — у нас так будет, наверное, только через месяц. И полное отсутствие на улицах грязи и даже пыли, чего у нас, кажется, не бывает вообще никогда!
Так, размышляя о климате и порядке, я вышел к Дунайскому каналу и направился вдоль него налево. На противоположном берегу вздымались громады современных зданий, и туда мне было не надо. Пройдя по «своей» стороне мимо двух мостов, у третьего (Marien Brücke) я свернул снова влево, в улицу Rotenturmstrasse, в старый город. Впереди меня ждала первая на сегодня «серьёзная достопримечательность» — Stephansdom, собор Святого Стефана. Конечно, к нему от Wien Mitte можно было пройти и гораздо менее длинным путем. Но я люблю гулять вдоль рек и смотреть на воду, и такой крюк был запланирован мною заранее.
Пятнисто-жжёно-пепельная громада Штефансдома выросла надо мною нежданно и разом. Вот буквально только что шагал я по узкой улице вдоль обычных домов, дома вдруг расступились, и я остановился, как вкопанный. Не могу толком объяснить, что именно так поразило меня в Святом Стефане: архитектура, отделка, цвет и фактура стен, что-то иное или все это вместе... А может просто сработал эффект неожиданности, и если б я заметил храм еще издали, впечатления были бы другими?
Я обошёл вокруг храма дважды, разглядывая детали и пытаясь найти точки, с которых он был бы виден полностью. Это оказалось непросто. С трёх сторон Стефан плотно «поджат» домами, и здесь на него можно смотреть только снизу вверх, высоко задирая голову. С четвёртой имеется небольшая, вытянутая вбок от главного входа площадь. Если отступать к дальнему её краю, в какой-то момент храм откроется более-менее целостно, но затем начнёт исчезать «за углом», растворяясь в окружающих зданиях. Похоже, что весь его можно представить только в воображении. И это, пожалуй, делает его ещё более величественным.
Сделав множество снимков, ни один из которых мне потом не понравился, я вернулся ко входу и зашёл внутрь собора. Случайно заметил указатель к лифту и сообразил, что здесь, возможно, есть какая-то смотровая площадка. Пошёл по указателю и обнаружил лифт, кассу и небольшую очередь, в которой все, как ни странно, переговаривались меж собою по-русски. Купил билет за четыре с половиной евро и вскоре уже смотрел на Вену с высоты птичьего полёта. Смотровая площадка представляла собою открытый балкон, опоясывающий Северную башню (Nord Turm) Штефансдома. Здесь, наверху, дул ветер и было довольно холодно. Но виды на город оказались столь прекрасными, что я, как и поднявшиеся со мною на лифте соотечественники, оставался на башне, пока не онемели держащие фотоаппарат пальцы да не застучали зубы.
Спустившись на землю, я продолжил путь согласно своему плану — по пешеходной Kärntnerstrasse к Венской опере. Но увидел справа интересную улочку Graben и свернул сначала в неё.
Мое внимание привлекло некое златоверхое сооружение, в котором, приблизившись, я опознал чумную колонну — традиционный для старой Европы памятник жертвам страшных эпидемий. По сторонам от колонны располагались два небольших фонтана со статуями святых. И возле них, и у колонны сидели люди: кто с гитарой, кто с газетой, кто с собачкой; кто сам по себе, кто в компании. Часть улицы была заставлена столиками «летних» кафе, и все они тоже были заняты отдыхающим, созерцающим, общающимся народом. Чудесное место! — я с удовольствием задержался бы здесь, чтобы отдохнуть и выпить кофе, но намеченный на сегодня маршрут еще не был пройден, и я даже не знал, сколько времени мне на него понадобится. К тому же, небо вдруг потемнело, и ветер, подморозивший меня на башне Святого Стефана, казалось, последовал за мною вниз и охладил до того теплый уличный воздух.
Я снова вывернул на Kärntnerstrasse и вскоре был уже возле гигантского, но не показавшегося мне особо красивым здания оперы. Уворачиваясь от людей в костюмах моцартов, предлагающих прохожим то ли буклеты, то ли билеты, обошёл театр кругом и остановился на маленькой площади Albertina Platz перед галереей Альбертина. Здесь после уже виденной мною Вены уютных улочек, кафе и сувенирных магазинчиков начиналась Вена императорских дворцов и роскошных парков. Но я об этом ещё не знал...
Галерея Альбертина, построенная в самом начале XIX века для герцога Альберта Саксен-Тешенского, является частью комплекса Хофбург (Hofburg), резиденции австрийских Габсбургов. На него-то я хотел посмотреть обязательно. И вот, пройдя мимо галереи через довольно непрезентабельного вида ворота, попал в парк, за деревьями которого маячила внушительная дворцовая громада. Людей в парке было немного: кто-то прогуливался по извилистым дорожкам, кто-то сидел на лавочках, кто-то — прямо на газонах. В который раз за день меня поразила идеальная чистота в округе. Многие отдыхающие что-то ели и пили, но на траве не было видно не то что бумажки или пивной банки — казалось, по парку только что прошлись пылесосом, причём очень тщательно.
А вот дворец мне, как говорится, не глянулся. Большой, но какой-то «не особенный». Серый и мрачный, чем-то похожий на здание штаба Уральского военного округа в Екатеринбурге. Или в таком восприятии виновата испортившаяся погода, или я просто устал и пресытился впечатленьями? Дурак! — я ведь тогда и не догадался, что нахожусь не перед Хофбургом, а за ним, и этот аккуратный милый сад — что-то вроде заднего дворика, не более! Вот пересечь бы мне его наискосок и выйти через боковую калитку на широкую красивую улицу Burgring... Но я вернулся туда, откуда пришел: к галерее Альбертина и Венской опере. И пошагал, удаляясь от них, по Opernring и Kärntner ring (не путать с Kärntnerstrasse!), чтобы, замкнув круг, вернуться к месту своего сегодняшнего старта возле станции Wien Mitte. Кстати, все эти улицы с ring («кольцо») в названиях являются частями так называемой Ringstrasse, «Венской кольцевой дороги». Она проложена на месте городских крепостных стен, разобранных в 50е годы XIX века по приказу Франца-Иосифа I, и опоясывает старый Внутренний город (Innere Stadt), ныне являющийся центральным районом Вены.
Я думал, что отвлекаться ни на что уже не буду, ведь мне нужно было не только вовремя уехать в аэропорт, но и успеть где-то чем-то подкрепиться. Тем не менее, я дважды сворачивал в сторону, не удержавшись от соблазна рассмотреть получше увиденные издали объекты. Это были церковь Карлскирхе (Wiener Karlskirche) и памятник советским воинам. Церковь (1716 – 1737 гг.) восхитила гармоничным сочетанием разнородных, казалось бы, элементов: античного портика, триумфальных («траяновых») колонн и купола, напоминающего купол собора Святого Петра в Риме. А «памятник русским», как его здесь называют, на Schwartzenbergplatz неожиданно вызвал чувсто тревоги: он выглядел не как памятник павшим, а как некий предостерегающий знак. Хотя в этом есть смысл и, возможно, именно так оно и было задумано.
Здесь, собственно, и закончилась «содержательная часть» моей первой венской прогулки. От Schwartzenbergplatz мимо Городского парка (Stadtpark) я снова прибыл к мосту Stuben Brücke. Посмотрел на часы: отлично, поесть успеваю. Только вот где мне это сделать? Я прошёл мимо входа на станцию Wien Mitte, пересёк Invalidenstrasse и быстрым шагом двинулся по Landstrasser Hauptstrasse, высматривая какую-нибудь «аутентичную» вывеску. Вот герб с названием Weissgerber-Stube над входом в арку — кажется, то, что нужно. Внутри оказалось уютно и малолюдно: час обеда уже минул, а время ужина ещё не настало. Мне принесли меню, и тут я впервые за день высказался на чистом немецком. «Шницель унд Гёссер!» — вот что я сказал. И меня сразу поняли, и вскоре я уплетал изумительный венский шницель и пил отличное австрийское пиво.
А потом вернулся к станции, по указателям быстро нашёл путь под землю на платформу City Airport Train (CAT) и купил там за 10 евро билет до аэропорта. С ним, надо сказать, всё обстоит проще, чем с билетом на «обычную» электричку, которой я воспользовался утром. Т.к. у CAT только две остановки, Wien Mitte и Швехат, думать и выбирать в автомате какую-то там зону не надо. Вставил купюру — получил билет. Дождался поезда (вагоны в нем, кстати, двухэтажные), сел, и через 16 минут уже на месте. Там я забрал свою сумку в камере хранения и отправился в зону прилёта, где меня должен был ждать словацкий водитель. Узнал его по табличке в руках, подошёл, познакомились. Водителя звали Владимир, и он отлично говорил по-русски. Автомобиль, 180 км дороги — и вот где-то в десятом часу вечера по местному времени я заявился на ужин в отеле Lipa в городе Стара Тура, Словакия. А у нас в Екатеринбурге был уже второй час ночи следующих суток... Из дому же я вышел сегодня (т.е. вчера) в пятом часу утра... Да уж, пожалуй, это был пока что самый длинный день в моей жизни! И мой первый день в Вене.
Прогулка вторая: 26 апреля
В Словакии я провёл двое суток, пролетевших за работой и дружеским общением совершенно незаметно. Тем не менее, в один из вечеров я успел перелистать свой путеводитель по Вене и с учётом собственных свежих знаний составить новый маршрут. Частично он пролегал по уже известным мне улицам, но был длиннее, включал больше «объектов» и имел несколько альтернативных «развязок» на случай, если бы я вдруг понял, что «не укладываюсь в расписание».
Наступило утро отъезда: ясное, яркое, обещающее отличную погоду. В шесть мы сели в машину, а в девять, уже сдав сумку в знакомую камеру хранения и выпив кофе, я мчался на поезде CAT из венского аэропорта в центр города. Вернуться мне следовало часам к шестнадцати, т.е. времени в запасе было примерно столько же, сколько и на первой прогулке. Однако теперь у меня было одно важное преимущество: я прекрасно представлял себе местную географию, а значит мог (и должен был) пройти и посмотреть больше.
Стартовав, как и в прошлый раз, от моста Stuben Brücke, я пошёл не вниз по течению Вены, а вверх, через аллеи Городского парка (Stadtpark). В этот час здесь было немноголюдно: я встретил лишь нескольких садовников, ухаживавших за цветами и подстригавших кусты. Да ещё на одном из газонов увидел большую группу детей в ярких рабочих жилетках. Под руководством пары преподавателей они, вероятно, собирали невидимый мне издалека мусор, заглядывая, казалось, под каждую травинку. Ну, вот теперь я вроде бы понял, почему здесь всюду так чисто: если тебя сызмальства приучают так поддерживать порядок, то ты никогда не будешь мусорить сам и не позволишь делать это другим.
Парк я прошёл быстрым шагом, лишь на минуту задержавшись у сверкающего «золотого» памятника Моцарту. Заметил парочку кафе, решил пообедать в одном из них, когда замкну свой сегодняшний круг, и вырвался на оперативный простор, не отягощённый более никакими бытовыми заботами.
Моей первой и главной сегодняшней целью был Бельведер — великолепный дворцово-парковый комплекс, построенный в начале XVIII века для принца Евгения Савойского. Территория Бельведера начинается почти сразу за памятником советским воинам (вход с улицы Rennweg) и тянется длинной узкой полосою в горку, до пересечения Prinz-Eugen-Strasse и Landstrasser Gürtel. Я подумал, что удобней будет зайти с дальнего (верхнего) конца, и, миновав памятник (в эту солнечную погоду он показался мне не таким мрачным, как давеча), направился по Prinz-Eugen-Strasse, ожидая увидеть какие-нибудь ворота. Увидел — и попал прямо к Верхнему дворцу Бельведера.
Возможно, это и есть самая эффектная «точка входа». С обычной городской улицы вы делаете шаг в какое-то иное пространство и время. И вроде бы нет вокруг ничего особенного: дворец красив, но не более, а парк так и вовсе оформлен столь «лаконично» (из «предметов роскоши» в нем только фонтаны), что больше напоминает бульвар. Но как он смотрится, этот бульвар, и как отсюда смотрится Вена! Вот уж, воистину, belvedere, прекрасный вид!
Какое-то время я просто стоял и смотрел, как зачарованный. Потом фотографировал. Потом усилием воли заставил себя оторваться от этой волшебной перспективы и двигаться далее. Для начала обошёл кругом Верхний дворец (в нем, кстати, в 1955 году была подписана Декларация независимости Австрии) и обнаружил за ним ещё один маленький парк с огромным искусственным водоёмом. На улице к тому времени стало откровенно жарко, и эту прозрачную, казавшуюся такой прохладной и вкусной воду хотелось если не выпить, то хотя бы ею умыться. В Риме мы, бывало, освежали лица в фонтанах. Но в этом городе образцового порядка я бы ни за что на такое не решился... даже если б вокруг не было ни человека.
Затем, не торопясь и наслаждаясь видами, которые с каждой новой точки открывались по-новому, я направился по парку-бульвару к Нижнему дворцу. Интересно, что на всём пути не обнаружилось ни единой скамейки. Может это и правильно: сидеть на открытом пространстве всё равно некомфортно, но если б сидящие были, они нарушали б гармонию этого места. Парк Бельведера — для прогулок и созерцания картин, в которых современны только другие гуляющие. Но они проходят мимо, их речь затихает, и вы опять остаётесь один на один с этим «пространством вне времени». Впрочем, в другие часы, дни и месяцы туристы, возможно, ходят здесь толпами. А мне повезло — я бродил по дорожкам меж фонтанов, статуй, клумб и живых изгородей практически в одиночестве.
Осмотрев снаружи Нижний дворец (он меньше и «проще» Верхнего, т.к. имел в основном «бытовое», а не представительское значение), я вышел на улицу Rennweg и далее через Schwartzenbergplatz на Ringstrasse. Знакомые и кажущиеся почти уже родными места! Протопав бодрым шагом мимо Венской оперы и садика за комплексом Хофбург, я попал, наконец, туда, куда не догадался заглянуть во время первой прогулки. Сквозь многоарочные ворота Burgtor я вышел на огромную Heldenplatz, площадь Героев, от панорамы которой у меня — не первый уж раз в Вене — захватило дыхание. Справа — помпезный парадный фасад дворца Новый Хофбург, перед ним — торжественно-грозная конная статуя принца Евгения Савойского. Слева, напротив — статуя эрцгерцога Карла, тоже на коне. Он будто бы скачет навстречу принцу с известием об очередной победе, хотя в жизни два эти героя не встречались. Евгений, генералиссимус Священной Римской империи, прославился в войнах с турками, а Карл на сотню лет позже сражался с войсками Наполеона. За эрцгерцогом — обширный газон, усеянный кустами цветущей сирени, а на самом дальнем плане — взмывающее в небо фантастической архитектуры здание, в котором я угадал Венскую ратушу (Wiener Rathaus). Покружив с фотоаппаратом по площади и оценив имперский размах и величие Хофбурга, по дорожкам меж сиреневых кустов я направился к саду Фольксгартен (Volksgarten).
Там меня ожидал, как оказалось, сюжет, оставшийся в памяти одним из самых ярких воспоминаний о Вене. Издалека я заметил группу людей, окруживших маленький неприметный фонтан и что-то там фотографирующих. За чем очередь, кто здесь крайний? Я подошел и увидел поразительную картину: в фонтане плавала утка с маленькими утятами! Похоже, и птенцы, и их мама чувствовали себя в этом микроводоеме в абсолютной безопасности. Более того, через борт фонтана был переброшен мостик из доски с набитыми поперек рейками, и назначение у него могло быть только одно: обеспечить утятам свободный вход-выход наружу. Я представил себе, как это семейство разгуливает по парку, забирается по мостику в свою купальню, и всё это — в присутствии большого количества прохожих! И никто, ни взрослый, ни ребенок не пытается их поймать?! О, нет, такое пока ещё выше моего понимания!
За деревьями Фольксгартена виднелись расположенные по другую сторону Рингштрассе ратуша и ещё одно прекрасное белоснежное здание — австрийский Парламент, Reichsratsgebäude. Я вышел из сада, чтобы перейти к ним, но прежде оказался у дверей Бургтеатра (Burgtheater). В его облике мне почудилось что-то знакомое: в самом деле, приблизительно так же выглядит театр оперы и балета у нас в Екатеринбурге! Я не раз читал (загляните, например, в Википедию), что наш оперный строили по образцу оперы в Вене. Однако, увидев здание последней воочию, не нашел между двумя этими объектами ни малейшего сходства. Теперь все открылось: кто-то когда-то перепутал Венскую оперу с венским Бургтеатром, и, благодаря операции Copy - Paste, интернет наполнился неверными сведениями. Кстати, Бургтеатр — театр драмы, хотя в некоторых источниках говорится, что когда-то в нем звучали оперы Моцарта. Но это, в любом случае, было в другом месте — на Michaelerplatz внутри комплекса Хофбург. А сюда, на Рингштрассе, театр переехал в 1888 году, когда это здание только что построили. Во время Второй мировой оно было разрушено при бомбардировке, в 1950е годы восстановлено в первозданном виде. Ну, а екатеринбургский оперный, как открылся в 1912 году, так до наших дней и простоял, переживая только лишь текущие ремонты.
Перейдя через Рингштрассе (этот её сегмент носит сверхсложное название Dr.K.Renner – Dr.Kael Lueger Ring), я некоторое время любовался вблизи на здание венской ратуши (Wiener Rathaus). Удивительное строение! Каменная громада (высота центральной башни — 105 м) напоминает игрушечный замок, старательно вырезанный талантливым мастером из невесомого дерева. Потом я прочел в интернете, что площадь с обратной стороны ратуши носит имя её архитектора, Фридриха Шмидта, и там установлен памятник этому человеку. Воистину, он этого достоин! и, воистину, достойны уважения люди, оказавшие такое уважение мастеру.
Сверившись с часами, я решил, что могу пройти еще немного «вперед». Где-то там, недалеко, должен был находиться великолепный собор, виденный мною на первой прогулке с башни Штефансдома, а сегодня — из сада Фольксгартен. И, действительно, это оказалось совсем рядом. Я миновал здание венского университета и вышел к перекрестку, за которым зеленел очередной парк, а за парком белели на фоне ярко-синего неба две ракетообразные башни Votivkirche, церкви Обета. Этот католический храм был открыт в 1879 году, а строился на пожертвования граждан Австро-Венгрии в честь спасения императора Франца Иосифа I при покушении на него зимой 1853 года. Спасение было, несомненно, чудесным: нож нападавшего попал не куда-нибудь, а в металлическую пуговицу на одежде монарха. Нанести же повторный удар преступник не смог — его скрутили императорский адъютант и какой-то отважный случайный прохожий.
Парк перед храмом был битком набит отдыхающими студентами. Одни сидели на лавочках, другие возлежали в ярко-красных шезлонгах, которые, вероятно, выдавались напрокат где-то поблизости. Те, кому не хватило ни того, ни другого, размещались прямиком на газонах. И вновь я не заметил вокруг ни единой брошенной банки из-под пива, бумажки или даже маленького фантика. Но теперь меня это ничуть не удивило.
От церкви, ставшей самой дальней точкой моего сегодняшнего круиза, я вернулся к ратуше и двинулся по Рингштрассе мимо Парламента к Хофбургу. Мой дальнейший путь пролегал по красивым, но уже знакомым мне местам, и я нигде особо не задерживался. В моих планах было купить домой знаменитый венский торт Захер плюс еще какие-нибудь сувениры, а потом прийти в Городской парк и пообедать, дав, заодно, отдых ногам, которые о том настойчиво просили.
Кафе «Захер» (Sacher) при одноимённом отеле я приметил ещё на первой своей прогулке. Оно находится прямо за оперным театром, но «на вынос» (и я заранее знал об этом из интернета) торты там не продаются. Для этого существует фирменный магазин, расположенный в том же здании, но «за углом», со входом с улицы Kärntnerstrasse. В магазине всё устроено максимально просто: «продукция» выставлена на витринах, и вам остается только показать продавщицам на то, что вы хотите приобрести. Здесь есть не только торты разных размеров (упакованные, между прочим, в деревянные коробки, способные выдержать даже «жесткую» транспортировку), но и чай, кофе, вино, а также подарочные наборы, где всё это представлено в различных комбинациях. Забегая вперёд, скажу, что магазин «Захер» есть и в аэропорту Швехат, но цены там ровно в полтора раза выше.
Запасшись тортами, я пошел по Kärntnerstrasse, заглядывая в многочисленные сувенирные лавки, и так незаметно для себя очутился на площади перед собором Святого Стефана. Вообще-то, забираться сегодня в эти места я не планировал. Но раз уж так получилось, решил не возвращаться назад и налево, а продолжить идти вперёд и направо. И выйти, таким образом, к Штадтпарку и предполагаемому месту обеда с той стороны, в которую уходил от него на прошлой прогулке. По времени укладывался с запасом, а вот «по ногам»... Пожалуй, стоило где-нибудь ненадолго присесть, тем более что душа запросила отведать знаменитого кофе по-венски.
По пути мне не раз встречались симпатичные однотипные кофейни под названием Aida. И вот, увидев очередную, я присел за столик на улице и взял в руки меню. Обязательно стоило попробовать штрудель, и его (точнее, их — в нескольких разновидностях) я отыскал в тексте практически сразу. А вот «кофе по-венски» там, хоть убей, не было. И тут я вспомнил про греческий салат, который в самой Греции называют деревенским, и про русский салат, который в России известен как оливье, и про мясо по-французски, при заказе которого вас вряд ли поймут во Франции... Тогда я ещё раз проанализировал «кофейную страничку» в меню и понял, что больше всего на роль кофе со взбитыми сливками подходит «меланж» (melange). Его-то и попросил у подошедшей официантки. И ещё — топфенштрудель, т.е. штрудель с творогом. И то, и другое оказалось ожидаемо вкусным. Но гораздо больше этих вкусов запомнилось мне, конечно же, само ощущение краткого отдыха за столиком в центре Вены... Когда я еще такое испытаю?
Казалось бы, никакие яркие впечатления меня сегодня больше не ожидали. Не тут-то было! Остановившись у речки Вены, заключённой в глубокий каменный «желоб», я посмотрел через ограждение вниз, на воду, и увидел... рыбу! Несколько крупных экземпляров медленно плавали туда-сюда возле самой поверхности, будто чего-то ожидая. Дальше — больше: вверх по течению толпились уже целые косяки рыбы. И вот, наконец, я понял, куда они выстроились. Дело в том, что Вена, как я уже отметил, течет по глубокому искусственному руслу-каналу, дно которого устроено длинными невысокими уступами. И если в самом нижнем течении оно закрыто водой полностью, то чем выше, тем глубина становится меньше, а ближе к Штадтпарку река и вовсе струится по своему бетонному ложу нешироким ручейком, падая с уступа на уступ маленькими водопадами. Рыба, вероятно, хотела подняться по Вене вверх, но уперлась в первый незатопленный порог и встала. Возможно, через какое-то время уровень воды должен был увеличиться — всё ж на дворе апрель, жара, таяние снегов в Альпах и все такое. Этого косяки и ждали — наверное, данным маршрутом они следуют ежегодно. Кстати, когда я гулял здесь три дня назад, рыбы в реке видно не было, это точно.
И вот, думая о нелёгкой рыбьей доле, я прибыл к Городскому парку. По сравнению с утром здесь стало гораздо многолюднее. А ещё в воздухе под деревьями витал чудесный и с детства знакомый запах свежей сосновой коры. Я огляделся и увидел, что кору эту развозит в тележке трактор, а рабочие раскидывают её вдоль дорожек и разравнивают граблями. Отличная идея! — я шёл, наслаждаясь этим запахом, как вдруг услышал за спиною женский голос, произнесший по-русски с характерным московским акцентом: а чем это здесь так ва-а-аняет?! Без комментариев, дорогие соотечественники...
Придя в замеченное ещё утром кафе, я исправил своё слегка подпорченное настроение, заказав какое-то вкусное мясное блюдо с труднопроизносимым названием и бокал красного сухого вина. Было около трёх часов дня, до электрички — десять минут ходу, до аэропорта — ещё шестнадцать. И я сидел, наслаждаясь едой и погодой, прокручивая в памяти все свои венские впечатления. Город дворцов и парков, уютных улочеек и кофеен, город изумительных пейзажей и образцового порядка. За две свои шестичасовые прогулки я не нашёл в нем изъянов. И, несомненно, я хотел бы сюда вернуться. Вдвоём, конечно же.
Я допил своё вино, потом заказал ещё кофе. Меланж, разумеется. А потом встал и — одновременно радостно, потому что домой, и печально, потому что из Вены — пошагал на свою электричку. Платформа, аэропорт Швехат, паспортный контроль, дьюти-фри, ночь в Шереметьево, утро в Екатеринбурге. И на этом рассказ мой, как вы понимаете, закончен.