510mln

АВТОПОХОД ВЫХОДНОГО ДНЯ:
Карабаш, Миасс, Златоуст

Дмитрий Анисимов
июнь 2010

Одна из моих странностей такова: я люблю смотреть на мир сквозь ветровое стекло автомобиля и не очень люблю останавливаться. Поэтому часто мои поездки таковы — много километров пути и мало времени на осмотр достопримечательностей. Но вдохновленный мною читатель всегда может самостоятельно урезать маршрут — поэтому продолжаю рассказывать, как ездил, а вы свои походы стройте сами.

Яркое субботнее утро 5 июня 2010 года. Мы решаем сделать кружок по Южному Уралу. Предполагается, что эта поездка носит разведывательный характер: наметим, мол, места для будущих «вдумчивых» походов. Ну-ну...

В 8.30 выезжаем из Екатеринбурга по Челябинскому тракту. На границе города (табличка с перечеркнутым названием «Екатеринбург») обнуляем одометр — все дальнейшие расстояния в тексте будут указываться именно от этой точки. Через 1,8 км минуем пост ГАИ, через 56,4 км въезжаем в Челябинскую область.

Дорога по российским меркам вполне приличная. Крупных колдобин нет, а то, что асфальт не вполне гладкий, а ощутимо мелкопупырчатый — это сущие пустяки. К тому же сначала трасса состоит из двух разделенных газоном двухполосных «односторонок» — они сливаются в одну узкую двусторонку примерно через 66 км от выезда из Екатеринбурга. Перед местом этого слияния — знаки ограничения скорости, а значит — насиженное место для засады ГАИ.

Если ехать по этой дороге все прямо и прямо, то приедем, разумеется, в славный город Челябинск. Но мы, отмотав от Екатеринбурга 78 км, сворачиваем направо по указателю «Касли. Кыштым». И попадаем в край озер! Озеро слева, озеро справа; потом — еще одно, потом — еще. Сворачиваем к одному (названия не знаю), недолго отдыхаем — и снова в путь.

Карабаш, Миасс, Златоуст

99 км от Екатеринбурга, на часах — 10.25. Проезжаем по краешку Касли — город, знаменитый своим чугунным литьем. Еще через 25 км так же «сбоку» проходим Кыштым — тоже город металлургов. За Кыштымом находится прекрасное озеро Увильды — говорят, одно из самых прозрачных на Урале. Чтобы попасть к нему, нужно свернуть налево и пересечь город. Но про Увильды (мы там уже бывали) я расскажу как-нибудь в другой раз. А сегодня едем мимо Кыштыма — на Карабаш.

А Карабаш, скажу я вам, — это что-то! Только не в восторженном, а в пугающем смысле. Когда-то я о нем в своих заметках уже упоминал. Представьте: вы едете среди прекрасных лесов и озер, наслаждаетесь видами, вдыхаете чистый воздух через приоткрытое окно, и вдруг... Впереди — что-то нереально черное и большое. Будто нарисованное меж деревьев на небе:

Карабаш, Миасс, Златоуст

Вблизи «это» выглядит еще невероятней: высоченные отвалы мелкого шлака, округлые, плавные, темно-темно-темно-серые, совершенно, казалось бы, неуместные здесь, в этом райском краю. Я остановил машину, мы подошли к отвалам вплотную, но прикоснуться к ним, поиграть «песочком» не решились. Пофотографировали (еще кое-какие снимки можно посмотреть здесь) и двинули дальше.

Карабаш, Миасс, Златоуст

Проехали по окраине города — повернуть по указателю «Центр» никому не захотелось.

Карабаш, Миасс, Златоуст

По другую сторону города пейзаж стал еще более фантастическим: выжженная, вытравленная земля, гигантские ступени каких-то разработок, мертвые горы. В 1822 году в этих местах нашли залежи медно-колчеданных золотосодержащих руд и построили медеплавильный завод. Добывали и плавили — а земля умирала.

Карабаш, Миасс, Златоуст Карабаш, Миасс, Златоуст

Говорят, правда, что в последнее время с экологией здесь стало получше: на склонах «марсианских» гор появилась свежая земная поросль. То ли промышленность здесь подзачахла, то ли, наоборот, оборудование обновили, а может это Он услышал:

Карабаш, Миасс, Златоуст

А мы, насмотревшись на все эти ужасы, движемся дальше — в Миасс. Кошмарные декорации заканчиваются уже в нескольких километрах за Карабашем: снова свежий здоровый лес, а озерный край сменяется краем горным...

В 12.15 (на одометре — 201 км) мы в Миассе. Въезжаем в город, на первом же крупном перекрестке уходим направо по указателю «Златоуст» и как-то почти сразу снова оказываемся в лесу. Справа за этим лесом находится озеро Тургояк, включенное Международной лимнологической комиссией в список ценнейших водоемов мира. Полмиллиарда тонн чистейшей воды — да, такое нужно ценить! Берега Тургояка заняты базами отдыха, так что большинство «подъездов» к озеру — платные. Но, думаю, это и не плохо: по крайней мере, хозяева баз должны следжить за чистотой и порядком. Как-нибудь съездим специально на Тургояк, проверим. ;)

А еще где-то между Миассом и Златоустом расположена Александровская сопка (высота 843 м), известная тем, что в 1837 году на ее вершину взошел Великий князь Александр Николаевич, будущий российский император Александр II. Через вершину проходит условная граница Европы и Азии; говорят, отсюда прекрасно видны и Златоуст (это Европа), и Миасс (он в Азии). Жаль, что про эту сопку я прочел уже после нашей поездки, иначе мы бы попытались до нее добраться и на нее взобраться. Снова запланируем на будущее?

А дорога идет все в гору да в гору, и вдруг — перевал, и перед нами открывается шикарный вид на лежащий внизу, меж горных склонов, Златоуст. Город металлургов, город оружейников, город булатной стали. Основан в 1754 году. Третий по величине город в Челябинской области (около 200 тыс. жителей). Самый высокогорный город на всем Урале. Нас сразу поразили перепады высот между различными улицами и районами: энциклопедии говорят, что они составляют до 200 м, а вообще Златоуст расположен на высоте от 400 до 600 метров над уровнем моря. Да, я забыл сказать: от выезда из Екатеринбурга до въезда в Златоуст оказалось 235 км.

Карабаш, Миасс, Златоуст

Кружим по городу, смотрим в окна, фотографируем на ходу. Некоторые улицы удивительно напоминают Нижний Тагил:

Карабаш, Миасс, Златоуст

Поездили, посмотрели. Обратно из города выезжаю не там, где заезжал, и мы попадаем не на короткую дорогу Златоуст – Миасс, а на трассу М5.

Карабаш, Миасс, Златоуст

По М5 достигаем поворота на Миасс, и в Миасс въезжаем, опять же, не с той стороны, «через которую» ехали в Златоуст. Если «туда» мы зацепили лишь самый краешек города, то теперь пересекаем его, наверное, весь. И он оказывается вовсе не таким маленьким, как мы думали!

Карабаш, Миасс, Златоуст Карабаш, Миасс, Златоуст Карабаш, Миасс, Златоуст

В Миассе — около 150 тысяч жителей, а стране и миру он известен, прежде всего, своим автомобильным заводом, выпускающим знаменитые «Уралы». Мимо этого завода мы тоже проехали. И, наконец, оказались там же, откуда прибыли несколькими часами ранее, т.е. на дороге Миасс – Карабаш – Кыштым – Касли.

Едем домой. Снова «любуемся» неземными пейзажами Карабаша. Между Кыштымом и Каслями останавливаемся отдохнуть в сосновом бору на берегу озера Иртяш.

Карабаш, Миасс, Златоуст Карабаш, Миасс, Златоуст

А в 19.15 мы снова в Екатеринбурге. За день пройдено 543 километра, разведана дорога в Златоуст, намечены цели будущих — не таким галопом — поездок. Только бы время для них найти...


PS  Фотографии


К списку статей


© Дмитрий Анисимов

 
Rambler's Top100               
главная дороги привалы разное