510mln

ЧИМГИ-ТУРА, СЫПЫРЫ, И ЧТО ИЗ ЭТОГО ВЫШЛО

Дмитрий Анисимов
февраль 2005

Пять тысяч лет назад здесь жили угры — предки хантов, манси, финнов и венгров. На заре новой эры пришли тюрки. В XIV веке их потомки – татары построили город Чимги-Тура. Потом было могучее Сибирское ханство — по имени местного племени сыпыров. В 1563 году сибирским ханом стал знаменитый Кучум. В 1581 году Кучума разбил Ермак. В 1586 на месте разрушенной Ермаком Чимги-Туры «воеводы съ Москвы, Василей Борисович Сукинъ, да Иван Мясной, да письменой голова Чюлковъ съ тремя сты человек, поставиша град Тюмень, июля, в 29 день».


Тюмень — первый русский город в Сибири. Тюмень — крепость, защищавшая уральские земли от кочевников, затем — важный пункт на торговом пути в Среднюю Азию, Персию и Китай. В 1836 году в Тюмени был спущен на воду первый в Сибири пароход, в 1885 начала действовать железная дорога Тюмень – Екатеринбург, в 1912 — Тюмень – Омск. В 1930 году в городе открылся первый вуз — агропедагогический (!) институт, в 34м — кинотеатр, в 36м — первая школа-десятилетка. В годы Великой Отечественной в Тюмень были эвакуированы и работали 22 промышленных предприятия. В 1944 Тюмень стала областным центром. А в 60е годы XX века на территории этой самой области были открыты крупные месторождения нефти...

прямо пойдешь - в Тюмень попадешь

Пара абзацев — и вся история? Для стороннего человека — пожалуй. И вот я, сторонний, решил дописать к этим абзацам свой, третий — и поехал в Тюмень. Белоярка, Богданович, Камышлов, Пышма, Талица, Тугулым. Триста километров по Свердловской области, потом всего тридцать — по Тюменской. И вот впереди разливается море огней, и вот я вливаюсь в это море по широкому проспекту через шикарные круговые развязки.

безрадостная зимняя дорога

Контраст с тесным Екатеринбургом разителен — а ведь в Тюмени живет «всего» полмиллиона человек. Или это наоборот — от того так и просторно, что народу мало?

И дорогу до гостиницы («Нефтяник» называется) я нашел довольно быстро и без консультаций с аборигенами. А ведь город не знаю, только накануне посмотрел в интернете карту. Отсюда делаем вывод, что Тюмень — как бы это сказать? — грамотно спланирована, что ли. Видать, «письменой голова Чюлковъ съ тремя сты человек» хорошо постарались... шучу, конечно.

Итак, прибыл я в «Нефтяник», узнал, где находится ближайшая охраняемая стоянка, отогнал туда машину, нашел магазин, в котором запасся продуктами к ужину... в общем, все, как обычно в командировке.

А назавтра — встреча с нашими тюменскими партнерами, коих вживую увидал я впервые. Заехали за мной в гостиницу, прокатили по городу, привезли в офис. Официальная часть общения закончилась аккурат к обеду, после чего стол переговоров был застелен газетами, а поверх газет легли толсто порубленные куски колбасы да щедро порезанные куски хлеба; тут же встали баночки с плавленым сыром, бутыль минералки, а в центре композиции — рюмки и водка. Сидели, беседовали. А часов в пять вечера заглянул какой-то сосед по офису: у вас, спрашивает, свет есть? А мы-то не знаем — дело к весне, светло еще за окном. Щелкнули выключателем — оба-на, нету! Ну, тады по домам пора, — говорят тюменские мужики, — без света, типа, какая работа? И стали мы тогда расходиться.

ЛУКойл

Прогулялся немного по Тюмени, но т.к. уже смеркалось, то почти ничего не сфотографировал да и не посмотрел толком. Вернулся в гостиницу, уснул. Утром проснулся, и тут сюрприз: в гостинице отключена ВСЯ вода! Пошел за машиной, съездил ко вчерашним своим собутыльникам, попил у них кофе — и домой.

тюменский пейзаж

И тут вам еще одна история про гаишников. Еду я, значит, еду — вдруг встречные фарами мигают. Я скорость сбросил, слежу за знаками — Правила соблюдаю вообще идеально! Тем не менее, гаишники меня тормозят. Подходит ко мне сержант — я протягиваю ему документы... а он их не берет! Куда, спрашивает, едете? В Свердловск, отвечаю. В Свердловск? — стоит, соображает что-то. А что, говорю, подвезти кого-то надо? (знаете, иногда эти ребята тормозят машины, чтобы какого-нибудь своего человека на попутке подкинуть). Нет, говорит, надо ЖУРНАЛ отвезти. Я: ??????? А он уже несет из своей машины какой-то журнал, подает мне и говорит — передайте, мол, пожалуйста, экипажу номер NNN, они за Белояркой стоят! А до Белоярки-то еще — больше сотни км! Я в полушоке: какой журнал, кому передать, а если разминусь с ними? Не разминетесь, успокаивает, я, грит, им щас позвоню, они вас ждать будут!

В общем, отвез я этот журнал — журнал нарушений ПДД, о как! Экипаж NNN ужасно был рад доставленному предмету... Вот ведь штука — гаишники передают важные документы с незнакомыми водителями! Или это я всем своим видом внушаю безоговорочное доверие? Или это меня проверяли, и скоро придут вербовать?

ПДД

Вот такова она и есть, моя непоследняя, надеюсь, история про Тюмень — несколько щелчков встроенной в телефон фотокамеры, на бегу да не вникая. Но я сюда еще вернусь — надо только выбрать день... Чимги-Тура, сыпыры — не в одном ведь только Риме каждый камень историей дышит. На наших-то российских просторах ого-го какие камни раскиданы. И надо бы заниматься их собиранием.



К списку статей


© Дмитрий Анисимов

 
главная дороги привалы разное