В ДЕРЕВНЮ, К ТЕТКЕ, В ГЛУШЬ, В САРАТОВ!Дмитрий Анисимов
Нет, я не издеваюсь — просто вспомнилось. Хотя ощущение этой самой «глуши», и правда, не покидало на протяжении всей поездки: зима, серые пейзажи, ранние сумерки, полупустые — по сравнению с летом — дороги. Да и Саратов мы так толком и не посмотрели — в темноте приехали, поучаствовали в конференции, переночевали, опять поучаствовали и, торопясь, уехали. Поэтому рассказ этот — не о Саратове, а о дороге. |
От этой поездки и фотографий-то почти не осталось: когда пилишь по тяжелой зимней трассе, нет никакого желания останавливаться и выбираться из теплого авто на промерзший воздух, чтобы заснять очередной бесцветный пейзаж или надуманную дорожную сценку. Единственный «забавный» кадр — с этим вот категоричным предупреждением: стой, мол, водитель, сюда не ходи, обратно ехай! — снег башка прилетит, наверное. Вы вот еще представьте, как этот транспарант расположен: поднимаешься в горку, дорога сворачивает налево — тут-то и возникает прямо перед глазами сей неожиданный призыв. Мы его, однако, не послушались, поехали дальше. Тем более, было это уже в Саратовской области, и стоянка была запланирована нами уже в ее столице. В Саратов, кстати, мы прибыли аккурат к банкету: первые дни конференций, знаете ли, часто заканчиваются банкетом. И я об этом знал. [надеюсь, мое начальство не прочтет эти строки, так что признаюсь: ну, не хотелось мне слушать доклады, надоело! так вот и спланировал дорогу... специально] И был стол яств. Впрочем, к теме дороги это не относится. Дорога же из Екатеринбурга в Саратов проходит через Уфу и Самару, и я уже писал о ней в рассказе о «летнем кочевьи». Только зимой все гораздо суровей и, возможно, опасней — особенно в горах. Вот, например, перевал Сим, что в Челябинской области: это живописнейшее место с длинными и достаточно крутыми спуском и подъемом, огибающими расположенный между гор «на дне» город, превращается в труднопреодолимую для дальнобойных фур преграду. Итог — многокилометровая очередь, малая часть которой видна на нижеприведенной фотографии. Достройте эту картинку в своем воображении: очередь ныряет под гору, а потом вытягивается на противоположный подъем. Тягачи буксуют, фуры сползают к обочинам, вдоль них пытаются протиснуться легковушки... Вспоминается фильм «Дальнобойщики», в котором все время лето: вот бы здесь им пару серий заснять. А еще здорово было бы этим ребятам сделать серию о транзите через Башкирию... страна эта и зимой, и летом опасна для водителей (как ни странно и страшно это звучит) своими блюстителями дорожного порядка. Т.е. — инспекторами ДПС. Эти люди на вверенных им дорогах откровенно и старательно зарабатывают деньги. И не нужно подозревать меня в национализме или неприязни к представителям закона — сталкиваюсь с вымогательством почти каждый раз при проезде через Башкортостан, сейчас же расскажу только один случай, произошедший во время описываемой поездки. Итак, Башкирия, не так далеко от Уфы, прямая и почти пустынная дорога. И в этом безопасном месте в отсутствии каких бы то ни было запрещающих знаков я обгоняю грузовик и далеко впереди вижу идущую по трассе в попутном направлении гаишную машину, за которой пристроилась какая-то мирная «девятка». Понятное дело: ДПС держит ровно 90, обгонять его нельзя. Я постепенно, на протяжении нескольких километров, догоняю «девятку» и еду за нею. Вдруг гаишники начинают плавно замедляться: 80, потом 70. Водитель «девятки», видно, занервничал: заелозил-заелозил, потом решился, включил левый поворотник, дожал до 90, натужно обогнал патрульных и облегченно ушел к горизонту. Ну, у него-то номера местные, башкирские, а у меня — 66е, и мне нужно быть гораздо осторожней! Поэтому еду за гаишниками, не делая никаких попыток обгона. Через какое-то время они сами включают левый поворотник и уходят на встречку: ну, думаю, выбрали место для засады, сейчас встанут на встречной обочине, «из радара пострелять». На законных основаниях добавляю газу и начинаю опережать их по своей полосе. Только поравнялся — включают свою «люстру» и жестом приглашают остановиться. Останавливаюсь — в полном недоумении, конечно. Из дэпээсной машины выходит молодой лейтенант и, произнеся свое невнятное «бу-бу-бу, бу-бу, бу-бу», означающее, как положено, что-то вроде «инспектор ДПС лейтенант такой-то, Вы остановлены за то-то и то-то, предъявите, пожалуйста, документы», предлагает пройти в их машину, где «старший все объяснит». Подхожу, куда сказано, и там старший, оказавшийся аж майором, привычно и бодро произносит: «ну, что (смотрит в права), Дмитрий Леонидович, права мы у Вас сейчас изымаем». За что, спрашиваю? За обгон, отвечает. Просто за обгон? Нет, за обгон в неположенном месте — мы говорит, видели в зеркало, как Вы грузовик обогнали. Ну, грузовик-то, отвечаю, я обогнал, только вот ни знаков запрещающих, ни разметки сплошной в том месте не было... да и остановили вы меня далеко от него, а потому у меня есть вопрос: в протоколе-то как место «нарушенияе» обозначите? А мы, говорит, укажем в протоколе тот километр трассы, где и знак запрещающий, и разметка сплошная имеются! Вот так — и улыбается мне, чуть не смеется. Да, хорошо смеяться, когда у тебя есть погоны и пистолет! Ладно, составляйте протокол, я же пока пойду оденусь (из машины-то без куртки вылез). В самом деле, что тут поделать? Иду к своей машине, одеваю куртку... потом что-то меня дернуло так подсознательно: достаю из бардачка блокнот и ручку, возвращаюсь к их автомобилю и записываю в блокнот номер. Ну, типа, жаловаться буду. Вы бы видели, как этот майор из двери высунулся и завопил: эй, дорогой, зачем номер пишешь, я и так в протоколе его укажу. Вы, говорю, указывайте, а я это так, для себя. Ну, и что же вы думаете? Майор тут же протягивает мне мои права и говорит: счастливого пути, поезжайте! А лейтенант цедит сквозь зубы: да-да, удачи на дорогах — и не надо так выпендриваться! Каково, а? А ведь пока я ходил за курткой, они протокол так и не начали писать — видно, ждали, что вернусь я с деньгами и начну предлагать разойтись «неформально». Может, конечно, я зря все это рассказал, а может кому-то и интересно будет. У меня же просто наболело: ну какого, извините, хрена, больше всего на дороге я должен опасаться тех, кто обязан мне помогать и меня защищать? Впрочем, «Служить и Защищать» — это есть лозунг буржуазных полисменов. У наших же стражей дорог он несколько иной: «Ловить и Штрафовать». Причем последнее — желательно без протокола, в карман. Только вот фигвам... особенно после случая с Ильдаром Бичаровым ;). Ладно, встречались мне и хорошие гаишники: как-то раз на веревке до ближайшего сервиса дотянули, да и штрафовали чаще справедливо и очень корректно. Пожелаем таким всего наилучшего... хотя лучше б и им не по кустам с радарами сидеть, а открыто дежурить в опасных местах или патрулировать наши бесконечные российские трассы: мало ли, может помощь кому нужна. Вот. В остальной же дороге особо запоминающихся приключений, слава Богу, не произошло. Вечером первого дня пути мы были в Самаре (1 100 км), где и заночевали; на следующий день, как я уже писал выше, поехали «на банкет в Саратов» (еще 400 с чем-то километров). Третий день — шестисот-с-чем-то километровый бросок «Саратов – Димитровград», пара дней там — и домой. Под Самарой попали в сильный туман (да еще и в темноте), в Димитровграде была оттепель (до нуля), а дома, когда вернулись — морозец под минус двадцать. Можно сказать, побывали в нескольких климатических поясах. А равно и в часовых: в Саратове — московское время; в Самаре — московское плюс час; в Димитровграде (Ульяновская область) — опять московское. Поэтому, когда ты едешь из Саратова в Димитровград через Самарскую область, то как бы дважды за семь – восемь часов пути переводишь часы: час вперед, час назад. А движешься-то при этом почти «вверх», т.е. — вдоль меридиана. А чему ж нас тогда учили на географии в школе? Ну, а на пути из Европы на Урал все логично: движешься на восток, и у нас в Екатеринбурге — «Москва плюс два». В этой связи очень удобно ездить от нас в Европу и очень неудобно — обратно: едешь – едешь из того же Димитровграда, и так-то часов пятнадцать-шестнадцать в пути, так еще и часы на два часа вперед «проворачиваешь»... простите за каламбур, конечно. В общем, страна у нас большая, и время в ней меняется не только вдоль, но и поперек. Или вопреки. А может за это мы ее и любим? |
|