Для начала — пара слов о дороге. Серовский тракт идет из Екатеринбурга на север, в город Серов. Выехать на него можно либо по улицам Бебеля – Таватуйская – Маневровая, либо по проспекту Космонавтов и далее через Верхнюю Пышму. Думаю, что Серовский тракт — это вторая по качеству автодорога в Свердловской области; первой, без сомнения, является трасса Екатеринбург – аэропорт Кольцово. Первую сотню километров (почти до Нижнего Тагила) Серовский тракт представляет собой две отдельные дороги с односторонним движением, по две-три полосы каждая. Причем в некоторых местах встречных вы не видите вовсе, ибо дороги разделены горами и лесом. А под Тагилом эти две односторонки сливаются в одну «обычную», но тоже неплохую по качеству трассу.
А вокруг — красота! Покрытые густым лесом Уральские горы, речки, болотца — сколько езжу по Серовскому тракту, а все не проходит желание останавливаться на каждом шагу и фотографировать, фотографировать, фотографировать.
Впрочем, к самым живописным местам нужно идти пешком. Или воспользоваться мощной оптикой, чтобы разглядеть их с дороги. Одно из таких мест — скалы Семь Братьев, которые можно увидеть, если остановиться у обочины на 59м километре Серовского тракта (т.е. буквально у столбика с табличкой «59») и посмотреть налево.
Но вернемся к Невьянску, точнее, поедем в Невьянск. Прямо-прямо по Серовскому тракту до широкой развилки, где собственно тракт уходит влево на мост, а в Невьянск ведет правое ответвление.
Так чем же славен сей город? Назову только два факта. Первый: некоторое время именно Невьянск был столицей великих Демидовых. Второй: в Невьянске находится одно из непризнанных чудес света — НАКЛОННАЯ Невьянская башня.
Основали Невьянск по указу Петра I в 1701 году — на 22 года раньше Екатеринбурга. Собственно, 15 декабря 1701 года — это день, когда домна Невьянского чугуноплавильного завода дала первый чугун. Его и считают днем рождения города. Указ же «завесть [здесь] большой железный завод» датируется еще 1697 годом.
Буквально через месяц после чугуноплавильного в Невьянске заработал железоделательный завод: 8 января 1702 года на нем было выковано первое железо. А в марте 1702го Петр передал город и заводы в собственность Никите Демидовичу Антуфьеву, родоначальнику династии Демидовых. А Демидовы для Урала — это, как говорится, «наше всё». Правда, уже в 1769 году они продали Невьянск некоему С. Я. Собакину (Яковлеву)...
Впрочем, подробно рассказывать ни о Демидовых, ни об истории Невьянска я не буду. Перейду сразу к главной «видимой» достопримечательности города (город, кстати, малюсенький — 25 тыс. жителей) — Невьянской башне.
Построена она в период с 1725 по 1740 годы. В свое время на ней были установлены первые на Урале куранты — кажется, Демидовы заказывали их в Лондоне. А еще есть легенда, что в подвалах башни Демидовы чеканили собственную монету. И когда в Петербурге об этом узнали и направили к ним инспекцию, то для сокрытия следов преступления подвалы башни были затоплены вместе с работавшими там людьми. Историки, правда, считают, что это — чистейшей воды вымысел. А вот что правда — и в этом каждый может убедиться лично — так это, то, что башня является... наклонной!
Все мы, конечно, знаем о падающей Пизанской башне. Но та — именно ПАДАЮЩАЯ, и стала она таковой из-за ошибки безответственных итальянских проектировщиков. А Невьянская построена по заказу Демидовых (хотим, говорят, чтобы было чудо!) с определенным углом наклона. И как построена, так и стоит уже почти триста лет, не падая! Параметры же башни таковы: высота — 57,5 м, основание — квадрат со стороной 9,5 м, отклонение оси от вертикали составляет около 1,85 м.
Рядом — восхитительный Спасо-Преображенский собор: в советские времена в нем был устроен заводской цех, но теперь собор восстановлен во всей красе. Рядом с собором и башней — памятник «Демидов и Петр», но это уж совсем современное сооружение.
И напоследок — еще несколько фактов из жизни Невьянска. В 1735 году здесь заработала первая в России фабрика по производству кос. В 1740 году в Невьянске была построена крупнейшая в мире домна. В 1763 в окрестностях города найдено золото, в 1819 начата регулярная добыча этого металла, в 1902 — построена первая в России золотодобывающая драга. В 1914 году пущен цементный завод, в 1915 — артиллерийский. В советское время город, к сожалению, особо не развивался. В настоящее время широко известен, пожалуй, лишь невьянский цемент, металлургическая же слава перешла к соседним городам. Но о них я планирую поведать позже.
А рассказ о Невьянске хотелось бы закончить вот какой мыслью. Я не раз возил сюда своих коллег и из других регионов России, и с Украины. И все они испытывали некий шок: как так, тут такая история, такая башня — и мы никогда и нигде об этом не слышали! В любом самом захудалом европейском городке найдется с десяток приманок для туристов, которые отмечены в путеводителях и описаны в книжках. А мы, россияне, что мы ценим? Красную площадь да Невский проспект? Обидно, товарищи!
PS Фотографии: здесь и здесь.
|