510mln

БОЛЬШОЕ ЛЕТНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ — 2018:
Русский Север и немного Волги

Дмитрий Анисимов
июнь 2018

Новое лето — новое путешествие. На сей раз мы решили повторно посетить и обстоятельно осмотреть города, в которых ранее бывали только проездом. Это Вологда, Кострома и Плёс. Но чтобы придать мероприятию некий масштаб, я предложил сначала доехать... до Архангельска. А Великий Устюг попал в нашу программу просто как место ночёвки, но по факту стал её (программы) гвоздём.

Летом меня почему-то тянет на север. И дело вовсе не в том, чтобы сбежать от жары — её у нас на Урале как раз и не лишку. И белые ночи для нас не такое уж чудо: в Екатеринбурге в июне за вечерними сумерками почти сразу приходят утренние. Просто какое-то иррациональное желание. Идя на его поводу, я уже четырежды побывал в Карелии и однажды — в Мурманске. И если глянуть на карту, то следующей моей отметкой на ней [давно уже] должен быть стать Архангельск.

До Архангельска от Екатеринбурга — около двух тысяч километров, то есть два дня не самого напряжённого руления. Но мне не хотелось выезжать из дому рано (люблю поспать), поэтому пришла мысль растянуть два дня на два с половиною. Первую ночёвку сделать где-то между Пермью и Кировом, а вторую... тут взгляд мой остановился на Великом Устюге. Он известен как Родина Деда Мороза, и я думал шаблонно, что летом там делать особенно нечего. Но нам-то только переночевать...

Однако незадолго до отъезда мы купили отличный, как оказалось, путеводитель — «Русский Север» Артёма Русаковича. И поняли, что Устюг — это жемчужина. Так час отъезда был сдвинут, чтоб в первый день уехать подальше и «у Деда Мороза» потом провести больше времени.

карта

С обратной дорогой всё вроде бы было понятно. Остановимся на день в Вологде и на день в Костроме. По дороге меж ними заскочим в Ярославль: навестим родственников, а ещё посмотрим знаменитый Парк на Стрелке, который видели в 2010 году в «распаханном» для масштабной реконструкции виде.

На всё про всё получалось десять дней. Но в моей голове свербила ещё одна мысль, и я сказал: фиг с ней, с работой, задержимся... на день! И этот день проведём в Плёсе, куда два года назад заезжали минут на пятнадцать и ничего, конечно, не успели прочувствовать. Так к забронированным уже гостиницам в Архангельске, Устюге, Вологде и Костроме добавилась ещё одна, плёсская. А места ночёвок по пути от Екатеринбурга до Устюга и затем — от Плёса до финиша мы решили определить по ходу действия, имея в уме пару-тройку известных вариантов.

И вот (Боже, как я люблю эту фразу!) наступил день отъезда.

День первый, 8 июня, пятница. Екатеринбург — Слободской

Пробег — 819,35 км, время движения — 11 ч 8 мин., средняя скорость — 74 км/ч, средний расход топлива — 6,4 л / 100 км.
Стоимость номера в гостинице «Красный якорь» в Слободском — 2000 руб.

Первый день пути в большом летнем путешествии — это всегда тупое пилилово по давно знакомым местностям. Так было и в этот раз. Московский тракт, Пермь по объездной, привал возле храма в Шерье, шершавые дороги Кировской области. Около десяти вечера по уральскому времени подъезжали к городу Слободскому под Кировом да там заночевать и решили. В знакомой гостинице «Красный якорь», своим странным названием обязанной владеющему ей фанерному комбинату. А почему так назван сам комбинат, мы выяснить что-то не удосужились.

День второй, 9 июня, суббота. Слободской — Великий Устюг

Пробег — 622,32 км, время движения — 8 ч 8 мин., средняя скорость — 77 км/ч, средний расход топлива — 6,9 л / 100 км.
Стоимость номера в гостинице «Постоялец» в Великом Устюге — 1600 руб.

От Кирова (а значит и от Екатеринбурга) до Великого Устюга можно добираться разными дорогами. Я выбрал путь через Котлас. По расстоянию он вроде почти такой же, как через Никольск и Тотьму, но качество асфальта, как пишут в интернетах, лучше. Кроме того, часть этого пути проходит по территории республики Коми. Мы в Коми никогда ещё не были, а Тотьму с Никольском проезжали уже не по разу. Именно этот фактор и стал для меня решающим.

Из Слободского выехали в 6:20 по местному (совпадает с московским) времени. Киров обошли по объездной. В 8:50 пересекли границу республики Коми (ничего особенного, тот же лес), в полдень из Коми въехали в Архангельскую область. В 14:05 были возле Котласа, где по мосту форсировали Северную Двину. Отсюда дорога на Архангельск шла направо, но мы свернули влево — как бы назад, к Устюгу. Буквально через полчаса из Архангельской области попали в Вологодскую, а ещё через полчаса припарковались возле своей гостиницы на дедморозовой Родине.

Весь день нас преследовал дождь, то слабый, а то без пяти минут ливневый. На мосту через Двину хлестало и дуло так, что я думал, машина сейчас полетит себе по ветру. Но перед самым Устюгом дождь вдруг закончился, и небо даже частично расчистилось. В результате по городу мы гуляли под солнышком, и это было если не чудом, то, по меньшей мере, счастливым случаем.

Наш номер в гостинице «Постоялец» оказался уютным, хоть и очень маленьким. Половину его площади (если не брать во внимание санузел) занимала двуспальная кровать. Маленькой оказалась и парковка: будь у нас автомобиль покрупнее, я не знаю, как бы туда заехал-выехал. Но это не придирки, а просто констатация фактов: вообще же гостиница нам очень понравилась. И расположена «в самом центре»... хотя, честно говоря, в Устюге с его-то размерами в центре расположены даже окраины.

Поели (вкусно, сытно и очень недорого) в расположенном в двух минутах ходьбы от отеля кафе «Романов». Хитро устроенное заведение: с улицы попадаешь именно в кафе, причем с совершенно не привлекательным интерьером «советского типа». Но, пройдя через зал, оказываешься в другом помещении, и это как бы маленькая столовая с огромным выбором кушаний. Там же мы потом и поужинали, благо работает заведение долго, до десяти часов вечера.

Великий Устюг

Мы гуляли по Устюгу, пока ноги не запросили отдыха. А утром совершили ещё один «обход» — в противоположную от вчерашней сторону. Город нас очаровал. Возможно, своим развитием в плане места туристического он обязан именно Деду Морозу, но ехать туда нужно не столько к этому деду, сколько за русской историей. Здесь — родина великих путешественников Семёна Дежнёва, Владимира Атласова, Василия Шилова, Ерофея Хабарова. Здесь — великолепные старинные храмы и прекрасные виды на величественную реку Сухону. Множество музеев. Наконец, знаменитая фабрика «Северная чернь», где в своё время возрожден и сейчас развивается старинный народный промысел — чернение по серебру. А ещё здесь потрясающая атмосфера. Не люблю слово провинция, ведь у нас его часто употребляют пренебрежительно. Но вот, например, Прованс, которым все восхищаются — это ведь как раз Провинция в изначальном латинском значении. И Устюг — именно такая провинция, край, которым можно восхищаться и в который нужно стремиться. Ещё одна точка на карте тех мест, куда я хотел бы вернуться без всякого повода.

Великий Устюг Великий Устюг Великий Устюг

Фотографии Великого Устюга    |    Рассказ о Великом Устюге


День третий, 10 июня, воскресенье. Великий Устюг — Архангельск

Пробег — 686,12 км, время движения — 9 ч 31 мин., средняя скорость — 73 км/ч, средний расход топлива — 7,0 л / 100 км.
Стоимость номера в гостинице «Адмирал» в Архангельске — 2295 руб.

....

День четвёртый, 11 июня, понедельник. Архангельск — Малые Корелы — Архангельск

Пробег — 44,27 км, время движения — 1 ч 24 мин., средняя скорость — 32 км/ч.
Стоимость номера в гостинице «Адмирал» в Архангельске — 2295 руб.

....

День пятый, 12 июня, вторник. Архангельск — Вологда

Пробег — 786,22 км, время движения — 9 ч 10 мин., средняя скорость — 86 км/ч, средний расход топлива — 7,0 л / 100 км.
Стоимость номера в гостинице «Акварель» в Вологде — 2100 руб.

....

День шестой, 13 июня, среда. Вологда

Пробег — 0 км.
Стоимость номера в гостинице «Акварель» в Вологде — 2100 руб.

....

День седьмой, 14 июня, четверг. Вологда — Ярославль — Кострома

Пробег — 297,53 км, время движения — 5 ч 25 мин., средняя скорость — 55 км/ч, средний расход топлива — 6,7 л / 100 км.
Стоимость номера в гостинице «Московская застава» в Костроме — 2412 руб.

....

День восьмой, 15 июня, пятница. Кострома

Пробег — 0 км.
Стоимость номера в гостинице «Московская застава» в Костроме — 2412 руб.

....

День девятый, 16 июня, суббота. Кострома — Плёс

Пробег — 78,94 км, время движения — 1 ч 30 мин., средняя скорость — 53 км/ч, средний расход топлива — 6,8 л / 100 км.
Стоимость номера в гостинице «Фаворит» в Плёсе — 4950 руб.

....

День десятый, 17 июня, воскресенье. Плёс — Слободской

Пробег — 697,91 км, время движения — 9 ч 21 мин., средняя скорость — 75 км/ч, средний расход топлива — 6,6 л / 100 км.
Стоимость номера в гостинице «Красный якорь» в Плёсе — 1900 руб.

....

День одиннадцатый, 18 июня, понедельник. Слободской — Екатеринбург

Пробег — 815,50 км, время движения — 10 ч 47 мин., средняя скорость — 76 км/ч, средний расход топлива — 6,5 л / 100 км.

....


PS    Фотодневник путешествия


К списку статей

© Дмитрий Анисимов

 
главная дороги привалы разное