510mln

Большое летнее путешествие – 2017: НА БАЙКАЛ!

Дмитрий Анисимов
июнь 2017

Год назад, возвращаясь из турне по Золотому кольцу, мы заговорили о планах на следующее лето. И я предложил: а что если... на Байкал? Бескрайние дали, бесконечная трасса, перегоны от рассвета до заката — и потом пара дней на берегу самого большого и самого глубокого пресного озера в мире! Заманчиво? — ну, так в путь!

Об этой поездке мечтал я долгие годы. Возможно, со времени того путешествия в Сибирь, что состоялось в две тысячи пятом. Тогда я кокетливо назвал его «маленьким». Иль нет: мысль зародилась на четыре года раньше после самого первого нашего дальнего автопохода, из Екатеринбурга в Омск и обратно. И окрепла после моих командировок в Иркутск в том же году и в следующем. Как бы то ни было, о Байкале я думал давно и довольно часто. И вот, наконец, звёзды сошлись, и мечты стали явью.

План путешествия был составлен достаточно быстро. Вариант пути здесь, по большому счёту, один, и выбирать можно только точки ночлега. Их я наметил так: первая — мотель «Омич» за Омском, вторая — Кемерово, третья — где-нибудь после Красноярска. На четвёртый вечер мы должны уже быть на Байкале, в Листвянке. Проведя там два дня, возвращаться обратно: бросок до Красноярска, где решили остаться на сутки, и ещё три перегона до дома с двумя ночёвками в мотелях, какие где подвернутся. Гостиницы в Листвянке, Красноярске и Кемерове мы выбрали и забронировали заранее, в остальном положились на удачу. И, забегая вперёд, отмечу, что она нас не оставляла.

карта

Дни, рубли и километры

Пробег первого дня нашего похода составил 1 030 (1 056,23)* километров, которые мы одолели за 13 часов 18 минут чистого времени. Хороший двухместный номер со всеми удобствами в мотеле «Омич-2» (построен он позже, чем первый «Омич», и расположен по другую сторону трассы) обошёлся в 1 900 рублей, плюс 60 рублей отдал я за парковку. Ужинали в кафе при мотеле и остались довольны как качеством блюд, так и ценами (648 рублей за двоих). На следующее утро позавтракали там же.

*  здесь и далее без скобок указан пробег по одометру, а в скобках — по GPS

Во второй день мы проехали 794 (815,43) километра, потратив на это 9 часов 36 минут. Финишировали в Кемерове, где остановились в заранее забронированной гостинице «Уют» — очень маленькой (умещается вся в квартире жилого дома), но вполне соответствующей названию. Номер стоил 1 000 рублей, парковка (у подъезда) «налогом не облагалась». Поселившись-умывшись, мы пошли на прогулку по городу. Удивительно, но на пути нашего следования не нашлось ни одного кафе или ресторанчика! Попалась лишь помпезная кофейня, где за триста с лишним рублей нас напоили удивительно невкусным (я даже не думал, что это возможно) кофе. Пришлось поужинать в KFC (542 рубля), а потом в гостинице «доукомплектоваться» быстрорастворимыми супами из дорожных запасов.

День третий начался с того, что я выехал из столицы Кузбасса не по той дороге. То есть совершенно не в ту сторону, в какую было нужно. Пришлось возвращаться и выезжать правильно. А ещё с утра мы даже не знали, где заночуем. До Иркутска / Листвянки за один присест было не доехать, Красноярск и Канск, напротив, находились до обидного близко. Уже после Канска, оценив свою скорость и сориентировавшись по времени, мы нашли в Интернете информацию о гостиницах «У Петра» и «Паллада» близ посёлка Алзамай в Иркутской области. На них и нацелились. К Алзамаю подъезжали уже в темноте. Гостиницы оказались расположенными друг против друга по обе стороны трассы. Наугад мы свернули к «Палладе» и не пожалели. Прекрасный номер (двухместный, с туалетом и душем) и — внимание! — лучшая солянка из всех, что я когда-либо пробовал в придорожных тавернах! За ночлег заплатили 1 260 рублей, за обильный ужин — всего 611. А проехали в этот день 1 019 (1 041,18) километров за 14 часов 24 минуты.

День четвёртый — это плотный завтрак в «Палладе» (всего 315 рублей на двоих), а затем 9 часов пути и 657 (673,78) километров, которые привели нас прямо на берег озера наших мечтаний. Устроившись в отеле «Байкал» (5 700 рублей за два дня и три ночи), мы спустились с горы, на которой он расположен, к берегу, и, забыв про накопившуюся в дороге усталость, долго гуляли, упиваясь пейзажем, воздухом, ощущеньями. Поужинали на открытой площадке кафе (оно же отель) «У озера». Праздничный ужин (а ведь и в самом деле был праздник — День России) из местных специалитетов в сопровождении пива и с видом на Байкал обошёлся в две тысячи рублей, и оно того стоило.

Пятый и шестой дни мы оставались в Листвянке, разок, правда, выехав за её пределы — в село Тальцы, где музей деревянного зодчества. В Листвянке посетили Байкальский музей с его великолепным аквариумом и сходили на представление в нерпинарий. Слонялись по рынкам, ели на берегу копчёную рыбу. Накупили сувениров и рыбы на гостинцы. Поднялись на гору (камень Черского) и долго любовались оттуда Байкалом, истоком Ангары и небом.

Фотографии Листвянки    |    Фотографии Тальцов    |    Рассказ о Листвянке и Тальцах
 

Утром седьмого дня встали рано, ибо дорога предстояла дальняя, вышли на берег, попрощались с Байкалом. И пустились в обратный путь. Обедали в знакомой «Палладе», вечером были в Красноярске. Великолепный номер в отеле «Огни Енисея» (с балконом и видом на те самые огни) стоил 6 300 рублей за две ночи. Ужин же мы организовали сами, зайдя для этого в круглосуточный магазин рядом с гостиницей. А наш путь от Ангары до Енисея получился в 1 132 (1 159,3) километра длиною и занял 15 часов 3 минуты.

Следующий день, восьмой, был посвящён Красноярску. Набережная, улицы, краеведческий музей, Караульная сопка с известной всем по десятирублёвой купюре часовней Параскевы Пятницы... Погода для прогулок оказалась избыточно знойной. В полдень мы даже вернулись на время в гостиницу, чтоб отдохнуть и слегка охладиться. Ужинали (1 370 рублей) в уютном кафе «Oro Rosso» рядом со своей гостиницей. Затем ещё разок прошлись вдоль красивой набережной, отправились в свой номер любоваться закатом с балкона.

Фотографии Красноярска    |    Рассказ о Красноярске
 

Девятый день — это просто дорога, дорога, дорога... Ехали 11 часов, проехали 854 (875,29) километра. Особо упираться и ставить рекорды не стали: расстояние до дома в любом случае предполагало ещё одну ночёвку. Где-то за Новосибирском увидели возле трассы гостиницу «Белобородово» да к ней и свернули. Гостиница, судя по всему, новая и как бы ещё не совсем обжитая. За номер с удобствами отдали 1 400 рублей. Ещё на триста с чем-то поели в расположенном здесь же кафе.

День десятый — снова дорога, дорога, дорога... Обедали в «Омиче», том, который номер один. К вечеру были в Тюменской области, хотели б уже бросить якорь, но мотели все будто попрятались. Погода же портилась, стало темно не по времени, несколько раз начинался дождик. Наконец, уже под самой Тюменью, в посёлке Боровский, увидели светящуюся вывеску. То была гостиница «Флагман», где за 1 700 рублей мы обрели душ и ночлег. А ужинали своими запасами: в местном кафе шло какое-то празднество, и мы посчитали разумным «не вмешиваться». Пройдено в этот день было 1 183 (1 214,72) километра за 14 часов 4 минуты.

А одиннадцатый день — это финишная прямая. Всего 5 часов 21 минута и 333 (336,43) километра — и мы уже дома. Большое летнее путешествие – 2017 закончилось, оставив в душе невероятные ощущения. И я, конечно, хотел бы съездить на Байкал ещё раз или несколько, и, как всегда, на подольше и пообстоятельней. Но... не в следующем году. Мне кажется, интересней чередовать направления.

Общая же статистика путешествия такова. Мы проехали 7 066 (по одометру) или 7 233,81 (по данным GPS) километров, сожгли примерно 445 литров бензина. Средняя скорость составила 78 км/ч. За рулём я провёл 93 часа 37 минут. Что касается потраченных денег, то уже не первый год подтвержается следующее: на десятидневную поездку по России вдвоём на автомобиле (без шика, но и без лишней экономии) требуется около 60 тысяч рублей. Из них примерно треть — это топливо, ещё треть — гостиницы, и треть — питание, сувениры, культурная программа. Эти «доли» могут смещаться в ту или другую сторону (например, если меньше времени проводишь в пути, значит дольше живёшь в гостиницах), но общая «финансовая картина» сохраняется.

Впечатления: дороги

Главное впечатление от этой поездки можно описать словом «бесконечность». Дорога уходит за горизонт, а вдоль обочин — бескрайние дали. Однажды, уже возвращаясь домой, мы нагнали японского (судя по номерам мотоцикла) байкера. И я подумал: для него это, наверное, будто путь через космос. Из маленькой, заселённой, застроенной страны попасть на такие просторы... Ты едешь и едешь, а вокруг ничего не меняется. И лишь указатели подтверждают, что жизнь где-то там существует.

Впрочем, это я попытался поставить себя на место японца. Нас же такие масштабы хоть впечатляют, но не шокируют. Да и безжизненной трассу не назовёшь: машин по ней идёт предостаточно. АЗС, кафе, мотели: вы не останетесь здесь без бензина, не останетесь без обеда, не останетесь без ночлега.

Удивило количество кемперов с европейскими номерами: большинство из них построено на базе полноприводных грузовиков, что, вероятно, должно говорить о мнении иностранцев о наших дорогах. Хотя, возможно, пройдя тысячи километров по асфальту, они планируют свернуть на денёк-другой в тайгу, на реальное бездорожье? Как бы то ни было, едут, смотрят и, я надеюсь, вернутся домой с приятным «послевкусием».

А ближе к Байкалу стали время от времени попадаться китайцы на своих китайских машинах с голубыми китайскими номерами. Едут на запад, исследуют Россию. Почему-то практически все, кому я об этом рассказывал, говорили: готовятся заселяться, присматриваются. Я же отметил другое: люди из Поднебесной, видно, [уже] уверены в качестве своих автомобилей, раз отправляются на них в такие дальние и долгие вояжи.

Впечатления: кафе и гостиницы

А вот питаться китайцам на наших просторах, наверное, сложно: кухня в придорожных кафе в основном русская, с кавказскими и узбекскими «включениями». Пища на трассе дешевле, но при этом (в большинстве случаев) вкуснее, чем в городах. Мы ни разу не оказались разочарованы качеством блюд, а о солянке в «Палладе» под Алзамаем я здесь уже отзывался — она была бесподобна.

Также остались мы довольны и мотелями: приветливый персонал, чистые уютные номера, горячая вода и бесплатный Wi-Fi стали уже, слава Богу, нормою. И единственной гостиницей, вспоминать о которой не очень приятно, оказался... отель «Байкал» в Листвянке! Несколько вычурное здание советской постройки, прекрасно расположенное, с удобной парковкой и волшебным видом на озеро. Но из красиво обустроенного холла вы поднимаетесь на этаж и попадаете... в мир разрухи и запустения! Облезлые обои мрачно-тоскливой расцветки. Ободранные двери, замки из которых выламывали, похоже, не по разу. В номерах — тот же постапокалиптический стиль. Постельное белье и полотенца — с дырами от ветхости. Мы хотели позвонить по телефону на «ресепшен», но телефон не работал — оказался оборван провод. Я вставил вилку ноутбука в розетку — в розетке сверкнуло, бахнуло, и на всём этаже вырубилось электричество. Wi-Fi в номере не ловился, хотя в рекламе отеля было сказано, что он тут есть. Как мне потом пояснили сотрудники, реклама не врала, просто не договаривала: Wi-Fi был, но... только в холле первого этажа! Да, номер в «Байкале» стоил недорого. Но, бронируя его, я думал, что сэкономим мы, а тут сэкономили на нас. И, знай мы об этом заранее, такую гостиницу не выбрали бы.

Отель «Байкал» изнутри
 

Впечатления: БАЙКАЛ!

Впрочем, «Байкал» не испортил нам впечатления от Байкала!

Мы приехали в Листвянку жарким, ярким, солнечным днём, и только лишь вывернули «из-за угла» на её идущую по-над берегом главную улицу, я воскликнул: да это же просто... Неаполитанский залив! Действительно: изгиб побережья, горы, дома, кораблики... Но главное — свет и цвет. Таким же нереально открыточным предстал перед нами когда-то Неаполь. Но, всматриваясь потом в байкальские дали, я понял, что никогда в жизни не видел ещё такого синего цвета в таком многообразии оттенков. И никогда не думал, что воздух может быть таким прозрачным. Непередаваемые ощущения — это просто надо увидеть.

Байкал Байкал Байкал

За ночь погода вдруг резко сменилась, и утро предъявило нам серое, моросящее небо. Но Байкал не утратил своей красоты — он просто стал другим: суровым и северным. Облака двигались, освещение менялось, и постоянно менялся весь облик озера. Особенно ярко это было видно с высоты, с обзорной площадки на камне Черского, куда мы поднялись ближе к вечеру.

Байкал Байкал

Следующий день снова был жарким и солнечным, и Листвянка опять стала Неаполем, qui dove il mare luccica. И, готовясь прощаться с Байкалом, я, как много раз до этого во многих прекрасных местах, думал: остаться б ещё, подышать, наглядеться. А ведь мы увидали только маленький кусочек этого огромного озера, самый его, если можно так выразиться, «краешек». Проехать дальше, вокруг; походить пешком, прокатиться на катере. Заметки на будущее — сбудутся ли?

PS    Фотодневник путешествия


К списку статей


© Дмитрий Анисимов

 
главная дороги привалы разное