510mln

АВТОПРОБЕГ УРАЛ – КАРЕЛИЯ — 2010
Дорога

Дмитрий Анисимов

...Я заглушил двигатель и мысленно сказал автомобилю спасибо. Я опять на привычной стоянке, которую покидал восемь дней назад. С тех пор пройдено 4763 км: из Екатеринбурга через Пермь, Киров и Кострому в Ярославль, далее через Вологду, Кириллов и Вытегру — в Петрозаводск, оттуда — на турбазу на Пертозере, затем через Вытегру, Вологду, Тотьму, Киров и Пермь — обратно в Екатеринбург. А еще мы ходили на Кижи — но это уже, понятное дело, на теплоходе.

А начиналось все вот как. В Карелию меня пригласила редакция журнала «Коммунальный комплекс России» — выступить с докладом на конференции «Механизмы эффективного функционирования ЖКХ». А я пригласил с собой жену. Давай, говорю, полетим на самолете до Питера (прямых рейсов в Карелию из Екатеринбурга нет ни по воздуху, ни по рельсам), там пару дней погуляем — и в Петрозаводск на поезде (это одна ночь пути). В Петрозаводске нас встретят и отвезут на турбазу, где проходит мероприятие. Вроде бы все замечательно: конференция — отличный повод совместить полезное с приятным.

Но, начав обсуждать будущую поездку, мы вдруг поняли, что нам обоим хочется побольше всего посмотреть в Карелии, а гулять в очередной раз по Питеру, в общем-то, и не тянет. Покопались в интернете, купили в магазине путеводитель «Карелия». Кижи, Валаам, Соловки, водопад Кивач, Марциальные воды — чтобы все это посмотреть в течение недели (а оторваться от работы на больший срок мы не могли), нужен, как минимум, автомобиль... а он у нас есть!

Карелия

Прикинули: автомобильная поездка в Карелию обходится дешевле, чем перелеты Екб-СПб-Екб + переезды на поезде из СПб в Петрозаводск и обратно. Сели разрабатывать маршрут. И тут поняли, что на этом маршруте столько интересного, что ужасно трудно решить: или быстро гнать в Карелию и провести несколько дней там, или медленно ехать, осматривая достопримечательности Руси, а в Карелии всего лишь побывать на конференции. В итоге был составлен компромиссный план:

  • в первый день (это получалось 12 июня, суббота) едем без длительных остановок, стараясь покрыть как можно большее расстояние; обязательно должны пройти Киров, в идеале — углубиться в Костромскую область и заночевать буквально где придется, т.е. в первой попавшейся гостинице, мотеле или на стоянке у придорожного кафе;
  • во второй день (13 июня) не позднее обеда прибыть в Ярославль; гостиницу в Ярославле забронировать заранее; половину дня до вечера посвятить осмотру города и переночевать в заведомо комфортных условиях;
  • в третий день (14 июня, понедельник, но т.к. 12 — праздник, приходящийся на выходной, то этот понедельник — нерабочий) едем в Кириллов, где осматриваем Кирилло-Белозерский монастырь; затем мчимся в сторону города Вытегра, в идеале доезжаем до него и ночуем там, если не доезжаем, ночуем, где получится;
  • на четвертый день (15 июня) «по любому» приезжаем в Петрозаводск — тут есть разные варианты пути, но об этом позже; гостиницу в Петрозаводске бронируем заранее, а в зависимости от того, во сколько приезжаем — либо успеваем погулять по городу, либо просто ужинаем и отдыхаем:
  • в пятый день (16 июня) — поездка на Кижи; билеты туда заказываем заранее;
  • шестой день, 17 июня — день начала конференции; утром едем из Петрозаводска на турбазу и погружаемся в конференционные будни;
  • седьмой день до обеда — конференция, потом старт в обратный путь; до вечера нужно проехать как можно больше, как много — сориентируемся на месте;
  • восьмой день (19 июня) — едем-едем-едем; ночуем там, куда успеем доехать к вечеру;
  • девятый день (20 июня, воскресенье) — должны прибыть домой, потому как в понедельник надо бы вернуться к работе.

Что касается многочисленных красот Карелии, то их осмотр оставим на будущие годы. Ибо всего за один раз все равно не охватить.

Забегая вперед, скажу, что данный план мы реализовали именно так, как задумали. И сейчас я опишу наш автопробег день за днем. А рассказы об Ярославле, Кирилло-Белозерском монастыре и Кижах выделю, пожалуй, в самостоятельные статьи. Итак, ...


День первый: Екатеринбург – Мантурово (1211 км)

12 июня, суббота и праздник — День России. В 5.00 я выезжаю со стоянки, мы быстро грузим в машину те вещи, что нельзя было погрузить заранее, и отчаливаем. В 5.35 пересекаем границу города Екатеринбурга, где я обнуляю одометр — все расстояния будут отсчитываться отсюда. Минуем пост ГАИ, заезжаем на заправку, где заливаю бак доверху... все, теперь нас ничто не задерживает — едем!

АЗС

До Перми, однако, добираемся не так быстро, как рассчитывали. На западе Свердловской области и в Пермском крае вдоль дорог — милиционеры в бронежилетах и касках, с автоматами. На посту ДПС под Суксуном пропускают по одной машине, грузовики осматривают все, легковые — выборочно. По полю ходят вооруженные люди спецназовского вида, с собаками — будто ищут чего-то. У здания поста — обгоревший остов автомобиля. Спрашиваю милиционера, что случилось. Он не отвечает, только отмахивается — проезжайте. Проезжаем, шарим по радиоволнам — никаких новостей. У поворота на Кунгур дорога перегорожена фурой, вооруженные ДПСники также выборочно осматривают машины. А на посту на въезде в Пермь — бронетранспортер с повернутой к дороге башней и автомобильная очередь. Что за ерунда? Лишь потом по радио передают: ночью под Суксуном неизвестные напали на пост, убили одного и ранили двоих инспекторов ГАИ. Становится как-то не по себе... но что делать? Едем дальше.

Обходим Пермь по объездной (указатель на Киров), пересекаем Каму по отличному современному мосту (360 км от Екатеринбурга). Перед Краснокамском, видимо, ошибаюсь, и мы попадаем в сам город (на обратном пути удалось обойти его «сбоку»), едем через него. Город вроде небольшой, но какой-то бесконечный. Там, кстати, есть фабрика Гознака. На выезде из Краснокамска на нашем одометре — 390 км.

мост через Каму

552 км от выезда из Екатеринбурга, 13.42 по уральскому времени — граница Кировской области. Здесь — московское время, т.е. мы переводим свои хронометры назад, и у нас резко появляются два «лишних» часа до вечера!

Кировская область

А потом начинается дождь, и идет почти без перерывов до самого вечера. Скорость нашего движения несколько снижается; кроме того, становится проблематично останавливаться для разминки ног и справления естественных надобностей.

761 км, 14.49 по местному (московскому) времени — город Белая Холуница Кировской области. Останавливаемся на АЗС, заливаем 45 литров бензина — и снова в путь.

Минуем «по краешку» Киров (844 км, 16.00). Здесь на посту ДПС нас останавливают для проверки документов, но идет дождь, и инспектор, увидев мое честное лицо, решает меня «не мочить». На всякий случай уточняю у него, действительно ли эта дорога идет на Котельнич. Да, говорит, она самая. Едем дальше.

949 км, 17.43 — деревня Наймушино (2 км до Котельнича), поворот на Кострому.

18.21 — проходим психологический рубеж в 1000 км.

1073 км, 19.14 — граница Костромской области. Дождь не кончается, поэтому «пограничный столб» фотографируем, не выходя из машины.

Костромская область

Но вскоре на горизонте появляется светлая полоска и, о, чудо! — мы вырываемся из темноты, которую тщетно пытались разорвать мечущиеся по стеклу дворники, на ясный солнечный свет! Удивительный контраст: буквально только что нам казалось, что уже ночь, и пора думать о ночлеге, и вдруг оказалось, что солнце-то еще ого-го как высоко! Ехать и ехать.

Впрочем, усталость уже начинает давать о себе знать: все-таки я уже 16 часов за рулем. Думаем, что как увидим у дороги гостиницу, так в ней и заночуем. Гостиниц, однако, нет: места здесь по сравнению со Свердловской, Пермской, Челябинской областями вообще диковатые — редки даже АЗС, а уж кафе да мотели и подавно.

1192 км, 20.51 — огибаем село Мантурово и видим у дороги большой плакат, зазывающий путников в гостиницу «Водолей». Отлично! — сворачиваем в село и, следуя развешенным по нему хозяевами гостиницы указателям, через 4 км оказываемся в неприглядном тупичке у солидного здания. 1900 руб. за двухместный номер с удобствами и завтраком плюс 100 — за парковку. Номер превосходит все ожидания, а просторнейший санузел с душевой кабиной и теплым полом вообще поражает. Имеется даже кухня (одна на 4 номера) с микроволновкой и чайником. Не в каждом городе встретишь такую гостиницу, тем более — по такой цене. Перекусываем, моемся, падаем в кровать, засыпаем.

гостиница Водолей в Мантурово

Всего же за первый день пути пройдено 1211 км (это если от нашего дома, а не от границы Екатеринбурга), сожжено 78,4 л бензина. И вот что еще я хотел бы отметить. Нас пугали ужасным качеством дорог в Кировской области — не подтвердилось. Конечно, есть плохие участки, но они, во-первых, не слишком протяженны (хотя мы видели знаменитый знак «Кочки» с табличкой «40  км»), во-вторых, здесь идет мощное дорожное строительство, что порой ограничивало нашу скорость, но внушало веру в то, что на будущий год здесь можно будет ехать, как по Европе. Впрочем, Кировская область в Европе и находится. Костромская тоже, но тут дороги в среднем не лучше, за исключением трассы Кострома – Ярославль. Асфальт почти везде — от мелкопупырчатого до крупноколдобчатого, в асфальте — колеи, о чем честно предупреждают таблички под знаками. Но машин, что встречных, что попутных так мало, что для маневра можно использовать всю ширину проезжей части, и это помогает справляться с неровностями асфальта. Гаишников тоже нет — от Кирова до Мантурово мы не видели, кажется, ни одного.


День второй: Мантурово – Ярославль (371 км)

Наступает утро второго дня нашего путешествия. В 7.41 по местному (московскому) времени, позавтракав, выезжаем из Мантурово и идем на Кострому.

Дороги в этих краях своеобразные: выбоин-колдобин нет, но асфальт очень уж шершавый и в многочисленных свежих заплатах. Очень часто встречаются знаки «Обгон запрещен», но после каждого обязательно есть знак «Конец зоны запрещения обгона». Да и разметка имеется, и знакам она соответствует. И это радует. А то в наших краях (и, например, в Башкирии) знак «Конец зоны запрещения» — редкость необычайная, а разметка после запрещающего обгон знака вполне себе может оставаться прерывистой. Едешь и не знаешь: то ли можно здесь обгонять, то ли вон на том пригорке инспекторы с биноклем прячутся...

Костромская область

В некоторых местах вдоль дороги видим множество поломанных деревьев — не иначе, здесь прошел ураган.

Костромская область

В 11.02 въезжаем в Кострому — на одометре 1461 км. Едем через город, пересекаем Волгу по мосту. Начинается и вскоре заканчивается мелкий дождик.

Кострома

После Костромы дорога становится просто отличной: гладкая, как скатерть, с четкой разметкой. Такой она остается до самого Ярославля. Впрочем, под Ярославлем есть кусочек, где ведутся дорожные работы, из-за которых мы потеряли некоторое время: на этом участке встречные потоки машин пропускали по очереди. Но это я уже забегаю вперед.

1497 км, 11.40 по Москве пересекаем границу Ярославской области. Ритуальное фотографирование у пограничной стеллы — и снова вперед!

Ярославская область

1538 км, 12.30 — мы в Ярославле! Нужно найти нашу заранее забронированную гостиницу, поселиться, умыться, и отправляться гулять по городу. Думаем, что гулять начнем максимум через час. Но не тут-то было...

Еще несколько месяцев назад я прочел в журнале Off-Road Drive статью про Ярославль. В статье упоминалась гостиница «Волжская жемчужина», расположенная прямо на воде, на дебаркадере. Очень захотелось в такой пожить — и понятно, что как только в плане нашей поездки появился этот город, я тут же нашел в интернете сайт гостиницы и забронировал в ней номер. Хотя нет, не «тут же». Сначала мы купили в книжном карту Ярославля, изучили ее и увидели, что «Волжская жемчужина» с точки зрения туриста расположена весьма удачно — практически в историческом центре. И найти ее просто: въехал в город, движешься все время прямо, упираешься в Волжскую набережную, поворот направо — и вот он, твой временный приют. Да еще и с бесплатной охраняемой парковкой.

Но гладко было на бумаге... Оказалось, что в преддверии празднования 1000-летнего юбилея Ярославля весь центр города перегорожен и перекопан — ремонт и все такое. Так что нам пришлось изрядно попетлять, упираясь в знаки типа «Кирпич» и встречные односторонки, и даже вернуться далеко назад, чтобы прорываться к Волжской набережной другим путем. Наконец мы на эту набережную выехали. Гостиница — где-то справа, но... на ведущей туда дороге висит зловещий белый круг с красной каймою, он же знак 3.2 «Движение запрещено»!

Измученные, доходим до гостиницы пешком, оформляемся (что порадовало, процедура эта заняла минут пять: да, ваш номер готов, вот ключи) и получаем у портье схему проезда. Возвращаемся к автомобилю, и вскоре, наконец, паркуемся перед «Жемчужиной»! На одометре — 1572 км. Всего же за день, точнее, за половину, пройден 371 км, израсходовано 24,4 литра бензина.

Волжская жемчужина

Затаскиваем в номер свои пожитки, приводим себя в порядок — и пешком по городу, красоту которого мы уже успели оценить, петляя по нему на машине.

Но про Ярославль я расскажу в отдельной статье. Здесь же — несколько слов о гостинице. Расположена она, как я уже сказал, на дебаркадере, т.е. на плавучей пристани. Берег Волги в этом месте высок, поэтому с набережной к гостинице ведет крутая лестница, а саму гостиницу летом сверху сквозь листву деревьев почти не видно.

Волжская жемчужина

Наш номер располагался на втором этаже. Его окна выходили на балкон — широкую галерею, проходящую вдоль всего фасада. Возле балконной двери на этой галерее — столик и стулья. Эх, как хорошо было бы посидеть здесь вечером с бутылочкой вина! Но мы, увы, вечером после прогулки по городу не имели уже ни на какие посиделки сил, да и завтра надо было рано вставать, да и вино в автопробеге противопоказано... Так что придется ехать в Ярославль снова, на несколько дней.

Оборудован номер был неплохо: телевизор, кондиционер, сейф, мебель приличная, чистота отменная. Санузел, правда, уступал санузлу в Мантурово. ;) В номере имелся мини-бар с мини-бутылочками всякого-разного пития, от колы до виски. Но бутылочки — за дополнительную плату, а без них мы отдали за проживание 4 тысячи рублей. Завтрак включен в стоимость, и он, надо сказать, был неплох — утром 14 июня мы отлично подкрепились на дорожку. А кипятку в наш трехлитровый термос из нержавеющей стали, сделанный в городе Аша Челябинской области, мне в ресторане налили бесплатно. И наступил третий день нашего путешествия...


День третий: Ярославль – Кириллов – Вытегра (589 км)

8.40: отлично позавтракав и наполнив термос кипятком, с некоторым сожалением отчаливаем от «Волжской жемчужины». Теперь нам нужно держать курс на Вологду; тем не менее, сначала мы едем в прямо противоположном направлении, т.к. хотим осмотреть расположенную в стороне от освоенного нами вчера центра церковь Иоанна Предтечи, известную каждому, кто хоть когда-нибудь внимательно рассматривал тысячерублевую купюру.

церковь Иоанна Предтечи

Осмотрели, сфотографировали: за черту Ярославля выезжаем уже в 10.35. Идем по указателям «Вологда». Несмотря на отличное качество дороги, разогнаться толком не получается из-за обилия деревень: только проехал одну, как начинается другая. И так почти до границы Вологодской области. Границу эту мы пересекаем в 12.09. От Екатеринбурга пройдено 1698 км.

Вологодская область

Примерно через час, а именно в 13.03 достигаем самой Вологды (1774 км). Напевая что-то про резной палисад, движемся вокруг города (он остается справа), ориентируясь на указатели. И тут допускаем промашку. Нам нужно идти на Кириллов, и такой указатель нам попадается, причем направление здесь совпадает с направлением на Санкт-Петербург. Но, обогнув Вологду, около поста ДПС на выезде (1784 км) видим много разных указателей, но «Кириллова» на них нет. Я иду на «Санкт-Петербург», но мучаюсь в раздумьях: а может надо было на «Медвежьегорск»?

Сомнения все крепнут, и километров через восемь, увидев группу дорожных рабочих (здесь, как и во многих местах на нашем маршруте, идет активное строительство), мы останавливаемся, чтобы спросить у них путь. Оказывается, что да, едем не туда. Руководитель дорожников охотно и подробно объясняет мне, до куда нужно вернуться, куда свернуть и по каким указателям ориентироваться. В общем, нужно было идти на Медвежьегорск. Возвращаемся на 7 км назад, поднимаемся на путепровод и мчимся уже в правильном направлении — на Вытегру и Медвежьегорск. Кириллов, где мы планируем посетить знаменитый Кирилло-Белозерский монастырь, находится на ответвлении от этой трассы.

В 13.57 видим справа вдалеке Кубенское озеро. Оно очень длинное, вытянутое, так что продолжаем наблюдать его на протяжении многих километров. Качество асфальта становится хуже.

В 15.00 (1910 км) — поворот на Кириллов. В 15.15 (1926 км) мы уже паркуемся у стен монастыря. Он открыт до 18.00 (отдельные музеи внутри работают до 17.00), так что времени на осмотр у нас остается не так уж и много.

Кирилло-Белозерский монастырь

Про монастырь, как и про Ярославль, я расскажу отдельно. Здесь же отмечу, что он нас очень впечатлил. Когда-то это был один из крупнейших монастырей Руси; здесь Василий III молился о наследнике, в результате чего наследник — а это был Иван Васильевич Грозный — таки родился. Потому и Василий, и Иван были щедры по отношению к монастырю, и эту щедрость мы имеем возможность оценить и ныне. Все здесь очень, я бы сказал, «солидно» — даже несмотря на некоторую разруху и легкое запустение. Но, возможно, это запустение позволяет почувствовать ход времени...

Кирилло-Белозерский монастырь

От стен монастыря отъезжаем в 18.05. Перед отъездом успеваю заменить перегоревшую лампочку в фаре.

Выезжаем обратно на трассу Вологда – Медвежьегорск. До ночи хотелось бы достичь города Вытегра. Тем не менее, увидев с дороги купола и указатель «Ферапонтово – 0,5 км» (налево), сворачиваем, чтобы хоть одним глазком глянуть на монастырь, основанный в 1398 году сподвижником Кирилла Белозерского, Ферапонтом.

Ферапонтов монастырь

Монастырь, а ныне музей (особенно ценны в нем фрески Дионисия, московского иконописца конца XV – начала XVI веков) в этот вечерний час уже закрыт. Мы делаем несколько снимков и снова отправляемся в путь. Кстати, прямо напротив монастыря есть приличного (т.е. современного) вида частная гостиница, но нам думать о ночлеге пока еще рано.

В 18.41 выезжаем из Ферапонтово обратно на трассу. Начинается дождь — не впервые за сегодня. Дорога не очень хорошая, и я немного переживаю: готовясь к путешествию, читал в интернете отзывы об ужасном качестве покрытия близ Вытегры по обе ее стороны. Ну, думаю, сейчас «вааще» плохо станет.

Но через какое-то время асфальт становится заметно ровнее. И дождик прекращается — и ехать в Вытегру уже не страшно. Как вдруг...

Да, странные у нас, однако, порою дороги. Вот она гладкая, прямая — просто песня. И неожиданно — знак «Впереди тупик», указатель «Вытегра — налево», а за этим левым поворотом сразу начинается грунтовка! А до Вытегры еще километров 30 с лишним...

дорога на Вытегру

Но все хорошо, что хорошо кончается. И эта грунтовка хорошо закончилась километров через пять. И около десяти часов вечера по местному (московскому) времени мы уже селились в гостиницу «Вытегра» (2161 км). Найти ее просто, хотя мы по незнанию сначала промахнулись: въехав в город, нужно двигаться прямо; так же прямо пройти перекресток с указателем «Медвежьегорск — направо», а на следующем перекрестке (там стоит указатель «Санкт-Петербург — налево») свернуть направо — и почти сразу увидите гостиницу. Старой постройки, с по-современному отремонтированным холлом, но с номерами в стиле «советское ретро»... Однако поселили нас быстро и охотно, номер был чист, горячая вода в кране имелась. Что еще нужно усталому путешественнику? Номер (двухместный) стоил 1700 рублей, а машину я отогнал на расположенную вплотную к гостинице стоянку и заплатил там еще 80 рублей. Ого, — говорю охраннику, — да у вас тут дороже, чем у нас в Екатеринбурге! Так у нас же город большой, — смеется тот.

гостиница в Вытегре

Ярким эпизодом под занавес этого дня стало для нас «прибытие в Вытегру финских байкеров». Практически следом за нами к гостинице подкатили трое суровых иностранных мужчин на навьюченных всевозможным походным скарбом мотоциклах. Мотоциклы были не «харлейского вида» — мне они показались похожими на старые «Явы». От них за версту пахло бензином, седоки были с ног до головы покрыты дорожной пылью... Какая романтика! — мне захотелось так же. Но я окинул взглядом уютный салон своего «Мегана» и... передумал быть мотоциклистом. ;)

А статистика этого дня такова: преодолели 589 км, потратили на это 37,4 л бензина.


День четвертый: Вытегра – Петрозаводск (225 км)

7.15: отъезжаем от гостиницы «Вытегра», на ходу решая до сих пор не решенную задачу — какой путь избрать далее? Вариантов, по нашим данным, целых три: через Медвежьегорск, через Лодейное поле и через село Вознесение. Последний маршрут самый короткий: судя по карте, через Вознесение от Вытегры до Петрозаводска не более 250 км. А через Лодейное поле и через Медвежьегорск — по 400 с лишним. Но против Вознесения есть два довода. Во-первых, там нужно переправляться через реку (Свирь) на пароме, паром ходит по расписанию, расписания мы не знаем и потому боимся проторчать у переправы дольше, чем ехали бы по другому пути. Во-вторых, готовясь к поездке, я нашел в интернете лишь самые ужасные отзывы о качестве дороги через Вознесение: кто-то из путешествовавших в этих краях писал даже, что больше 20 км/ч там не разогнаться. А что же на другой чаше весов? Первое: хочется побыстрее оказаться в Петрозаводске, и цифры «250» в этом плане привлекают больше, чем «400 с лишним». Второе: очень хочется прокатиться на пароме!

В общем, выезжаем из Вытегры по указателю «Санкт-Петербург» — именно эта дорога должна разветвиться потом «на Вознесение» и «на Лодейное поле». Буквально километров через 10 асфальт заканчивается. Потом он периодически то появляется, то исчезает, при этом качество асфальта порою хуже, чем качество грунтовки. Но на этой, с позволения сказать, дороге я в очередной раз убеждаюсь, что подвеска Renault Megane — это шедевр инженерной мысли. Веду машину, особо не напрягаясь.

8.30, 2228 км — развилка и указатель: Подпорожье (это в сторону Питера) прямо, Петрозаводск направо. А еще на этой развилке установлен скромный, лаконичный, но очень впечатливший меня памятник: «Здесь был остановлен враг».

памятник

Сворачиваем на Петрозаводск и через 3 километра въезжаем в Ленинградскую область! Село Вознесение находится именно в ней.

Ленинградская область

А вот и оно — всего в 12 километрах от границы области. В 8.50 подъезжаем к паромной переправе, перед которой стоит очередь из трех автомобилей. Спрашиваем у очереди, когда паром. Оказывается, всего через полчаса.

Коротая время, кормим чаек. Паром подходит точно по расписанию, и вот мы уже не едем, а плывем! За переправу берут по 170 руб. с автомобиля, пешеходов и велосипедистов перевозят бесплатно.

паром

Минут через семь съезжаем с парома на противоположный берег. До Петрозаводска остается меньше 150 км, часть из них — по грунтовке, потом местные, с которыми мы общались на переправе, обещали асфальт. Едем, и скоро временами начинаем наблюдать вдали справа Онежское озеро, огромное, как море.

10.02, 2272 км — Карелия! Останавливаемся у знака, фотографируемся — и снова вперед.

Карелия

Дорога становится лучше, чем была в Ленинградской области: тоже грунтовая, но более ровная, почти без ям. Иногда встречаются (чаще — в деревнях, но порой и просто в лесу) асфальтированные участки, иногда — участки с нераспознаваемым покрытием. Но в целом дорога неплоха — вне деревень легко и комфортно иду под 110.

Кстати, о деревнях. Здесь, в Карелии, их названия на указателях продублированы по-фински (или по-карельски?). Сразу возникает ощущение того, что мы проделали долгий путь и забрались в неведомые края. ;)

Карелия

Ближе к Петрозаводску начинается «сплошной асфальт», и вот в 11.47 (на одометре — 2377 км) мы въезжаем в карельскую столицу!

Петрозаводск

Довольно быстро находим расположенную на проспекте Ленина гостиницу «Северная», где у нас забронирован номер. Гостиница — мощное здание советской постройки, внутри — современный ремонт, но при поселении нужно самостоятельно заполнить по два экземпляра анкеты (ФИО, прописка, цель приезда), а номера отпираются не карточками, а ключами, которые каждый раз нужно сдавать-получать при выходе-входе. К ключам, разумеется, прицеплены здоровенные деревянные (я бы даже сказал — дощатые, так они велики) «брелоки». Все это живо напоминает мне конец 90х, когда я немало поездил по выставкам и посетил немало гостиниц по всея Руси.

За свой двухместный номер в «Северной» (здесь нам предстоит провести 2 ночи) мы платим 6400 руб. (с завтраками), а вот стоимость места на гостиничной охраняемой парковке поражает — аж 250 руб. в сутки! Но куда ж деваться усталому автотуристу? — приходится раскошеливаться.

Затащив в номер вещи, приведя себя в порядок и «коротко отдохнув», отправляемся на прогулку по Петрозаводску. Город небольшой, уютный. От нашей гостиницы недалеко до Онежской набережной — туда в первую очередь и идем. Любуемся озером, фотографируем и фотографируемся; потом, замерзнув (на улице всего градусов 12 и ветер), возвращаеся в гостиницу другим, нежели шли сюда, путем, чтобы получше узнать город.

Петрозаводск Петрозаводск

Наступает вечер. Встречаемся со своим поселившимся в эту же гостиницу (и приехавшим на ту же конференцию, что и мы) давним другом из Москвы и идем ужинать в расположенный через дорогу от «Северной» ресторан «Карельская горница». Не стану описывать, что да как мы там ели-пили, просто скажу: будете в Петрозаводске — всенепременно посетите эту «Горницу»! Атмосфера, обслуживание, блюда, напитки — все на высочайшем уровне. На следующий день мы зашли туда снова — пить травяной чай с карельскими пирожками-калитками, на которые в первое посещение у нас уже просто не хватило места в желудках.

А «автодорожные» результаты этого дня скромны — пройдено 225 км, израсходовано 15,2 л бензина.


Дни пятый, шестой и половина седьмого

На следующий, пятый, день нашего путешествия мы отправились на остров Кижи. Естественно, не на автомобиле, а на быстроходном «Метеоре» — это такое судно на подводных крыльях. О Кижах я расскажу, разумеется, отдельно. Здесь же замечу только, что поездка заняла весь день. Вечером в Петрозаводске мы успели только поужинать, да еще приобрести в книжном магазине «Калевалу» — как без нее из Карелии возвратиться?

Ранним утром шестого дня, выписавшись из гостиницы, поехали на турбазу «Деревня Александровка», что в 50 км от Петрозаводска. Именно там проходила наша конференция... хоть мы за время пути уже почти и забыли, что ехали именно на конференцию. ;)

На турбазе нас поселили в комфортабельных бревенчатых домиках с видом на Пертозеро. Я бы тут с удовольствием пожил в качестве отдыхающего, но чувство долга заставляет полтора дня сидеть в конференц-зале, слушать доклады и даже выступить самому.

деревня Александровка

Итак, доклады, обед, доклады, банкет, посиделки на берегу до глубокой, но исключительно белой ночи... сон, завтрак, доклады, собственное выступление... до официального окончания конференции и обеда остается еще час, но мы решаем не ждать и двинуться в обратный путь. До ночи хочется пройти как можно большее расстояние — например, до Ферапонтова, где мы на пути сюда присмотрели гостиницу, а то и до Вологды, где гостиниц наверняка много. Так что прощаемся с друзьями, заводим мотор, и...


Вторая половина седьмого дня, первый день обратного пути:
деревня Александровка – Вологда (602 км)

Итак, в 13.22 (на одометре — 2437 км) мы выехали из ворот турбазы и по знакомой уже дороге устремились к Петрозаводску. В 14.03 – 14.34 прошли его, в 15.55 выехали из Карелии в Ленинградскую область. 16.20 — мы у паромной переправы в Вознесении. Тут нам просто дико повезло: паром подошел к нашему берегу ровно в тот момент, когда подъехали мы (попали в расписание!), так что переправа заняла минимум времени.

Кстати, во многих деревнях Ленинградской области по нашему пути встречались заброшенные, а иногда — почти совсем развалившиеся деревянные церкви. Не знаю, в какие годы они построены (явно не меньше одной-двух сотен лет назад), но такой сказочной древностью от них веет... словами не передать.

Палтога

16.56, 2641 км — Вологодская область. В 17.45 проезжаем Вытегру. Здесь, между прочим, есть музей «Подводная лодка». Это действительно настоящая подлодка, в которую можно залезть и посмотреть, как там все на самом деле устроено. К сожалению, и на прямом, и на обратном пути мы попадаем в Вытегру в нерабочие для музея часы... хотя, наверное, все равно бы времени пожалели, не пошли.

В 18.03 останавливаемся на привал на берегу реки, а после привала я в первый и последний раз за эту поездку попадаюсь гаишникам. Пойман при движении со скоростью 63 км/ч в зоне действия знака «50»! Смешное нарушение: по КоАПу за него «предупреждение или штраф 100 рублей». У нас за такое даже не останавливают. Но в Вологодской области все строго — выписывают квитанцию и желают больше не нарушать. Едем дальше.

21.10, 2920 км — справа Ферапонтово. Завернуть на ночевку туда? Нет, решаем все-таки добраться сегодня до Вологды. Добираемся в 22.30 (3030 км). Въезжаем в город и катим по нему, высматривая какую-нибудь гостиницу. Ого, какой здесь красивый кремль! — надо будет с утра его быстренько осмотреть. А вот и гостиница, называется... правильно, так и называется — «Вологда». Номер на двоих (весьма уютный) стоит 2270 руб. Завтрак включен, но мы планируем выехать завтра до завтрака. А есть ли у вас тут охраняемая парковка? Ага, — говорит администраторша, — вон парковка, вон охранник. Договоритесь с ним — и парковка будет охраняемой. Договорились за 100 рублей — и отправились спать. На часах было 22.30, на одометре — 3039.

гостиница Вологда

А всего за этот день, точнее, за половину дня мы преодолели 602 км и потратили на это 40,8 л бензина.


День восьмой: Вологда – Белая Холуница (934 км)

Предпоследний день путешествия. Просыпаемся, умываемся, завтракаем тем, что есть с собою и в 6.50 выезжаем из гостиницы. Сначала — в кремль, мимо которого мы проезжали вчера вечером. Внутрь в связи с ранним часом не попасть, музеи закрыты — ну, да мы все равно домой торопимся. Любуемся кремлем снаружи, фотографируем — и в дорогу.

Вологда Вологда

Если участок пути между Вологдой и Петрозаводском мы проходили одинаково что туда, что обратно, то теперь наш маршрут меняется. Ведь «туда» мы ехали через Ярославль, потому что мечтали в нем побывать. Теперь же хотим воспользоваться чуть более короткой и (теоретически) более пустынной дорогой — через Тотьму и Никольск. А на известную уже нам трассу выедем в районе поселка Шарья Костромской области.

Из Вологды выезжаем по указателям на Великий Устюг и Архангельск. Первые 15 км движемся медленно — здесь идет дорожное строительство. А потом начинается такой асфальт, что просто песня: ровнехонький не по-нашему.

3107 км — пост ДПС и развилка: Архангельск прямо, Великий Устюг направо. Нам пока на Устюг.

В 10.15 подъезжаем к Тотьме (3246 км). Большой плакат у дороги сообщает, что «Тотьма — город музеев и мореходов». Ну, думаем, музеи — это понятно, но при чем же здесь мореходы? Есть тут река Сухона, но до моря-то ого-го как далеко. Уже потом, дома, посмотрели в энциклопедии: Тотьму называют городом мореходов за то, что в XVIII веке тотемские купцы снарядили 20 экспедиций на Аляску! А один из уроженцев Тотьмы, Иван Кусков, известен как основатель Форта-Росс в Калифорнии! Вот тебе и городок в Вологодской области...

В саму Тотьму нам не надо — через нее идет дорога на Великий Устюг (это родина Деда Мороза, о чем сообщают придорожные плакаты от самой Вологды), а нам теперь следует идти на Никольск. Сворачиваем направо, но не можем не остановиться, чтобы хотя бы издалека сфотографировать удивительные по архитектуре тотемские церкви. Возникает желание как-нибудь приехать сюда специально — от Екатеринбурга-то не так уж и далеко.

Тотьма

Дальнейший участок пути ничем особым не запомнился. В 12.58 (3454 км) прошли Никольск, после него повернули по указателю на Шарью. В 13.39 (3501 км) въехали в Костромскую область. Здесь попался просто таки ужасный кусок дороги — разбитая грунтовка с довольно интенсивным движением лесовозов. К счастью, вскоре снова начался асфальт.

В 14.50 (3596 км), не доезжая 4 км до Шарьи, повернули по указателю «Киров. Н.Новгород. Кострома», а километров через шесть, поднявшись через правый разворот на путепровод, пошли уже «конкретно на Киров», до которого осталось 300 км.

15.26 (3656 км) — мы в Кировской области. 18.04 (3884 км) — минуем пост ДПС у Кирова. Еще через час с небольшим мы в Белой Холунице (3969 км). До дома остается около 800 км, кроме того, нам предстоит переход с местного (московского) времени на наше (уральское), а это + 2 часа. Поэтому решаем заночевать прямо здесь и прямо сейчас, а ночью (по-местному) или рано утром (по-нашему) встать — и вперед. Воспользовавшись информацией на придорожном плакате, находим гостиницу «Анастасия» и устраиваемся в ней.

гостиница в Белой Холунице

Номера в «Анастасии» — четырехместные, но свободных мест много (почти все), и к нам обещают никого не подселять. Берут по 400 руб. с человека, плюс по 50 руб. — за пользование душем (он общий, на этаже), плюс 100 руб. — за парковку в закрытом дворе. Итого 1000 — самый недорогой ночлег за всю нашу поездку. Правда, и наименее комфортный из всех. Но ведь завтра мы уже будем дома...

А за сегодня пройдено 934 км, сожжено 61,7 л бензина.


День девятый, последний: Белая Холуница – Екатеринбург (779 км)

Выезжаем из Белой Холуницы в 4 часа утра. В окрестностях — красота неописуемая, но мы любуемся на нее на ходу, через стекла машины. Нас тянет домой.

Белая Холуница

В 6.09 (4184 км) пересекаем границу Кировской области и Пермского края. Это же и граница часовых поясов, так что 6.09 мгновенно превращается в 8.09. Обидно...

Через сотню километров пустынная дотоле дорога становится все более оживленной. То здесь, то там появляются гаишные засады — путешествуя по Кировской, Костромской, Вологодской областям и Карелии мы от них, признаться, отвыкли. Начинаю внимательней следить за стрелкой спидометра.

В 10.37 проходим мимо Краснокамска, в 10.55 (4348 км) переезжаем по мосту Каму. Огибаем славный город Пермь, в 11.46 останавливаемся позавтракать в новом симпатичном кафе на выезде из Перми в сторону Екатеринбурга. А больше, в общем-то, и рассказывать не о чем: в 13.55 (4577 км) мы уже в Свердловской области, а в 16.12 (4741 км) — в Екатеринбурге. Еще десяток километров до дома — и наш автопробег завершен! Девять дней, 4763 километра, более полутора тысяч фотографий, неизмеримое множество впечатлений... Но, шагая через порог автомобиля на асфальт знакомой стоянки, я уже думаю — а куда мы поедем в следующий раз? И когда этот следующий раз наступит? Эх, поскорей бы!

PS    Да, и традиционная информация: в последний день пути прошли 779 км (это до самого своего подъезда), израсходовали 52,4 л топлива.

PPS   Подробные рассказы об Ярославле, Кирилло-Белозерском монастыре и Кижах — в следующих статьях.


К списку статей


© 2006, Дмитрий Анисимов

 
Rambler's Top100               
главная дороги привалы разное