510mln

ЕКАТЕРИНБУРГ – ЧАЙКОВСКИЙ – ТОЛЬЯТТИ
Часть II: по Удмуртии и Татарстану

Дмитрий Анисимов
май 2008

Новое утро зовет в дорогу. Мы пьем кофе и выходим на улицу. Холодно — градусов пять, не более. Бросаем сумки в кузов Роминого Ranger'а и забираемся в кабину. Двигатель заведен, одометр обнулен, карта и фотоаппарат под руками. В путь? — в путь!

Чайковский – Тольятти

Выезжаем из Чайковского 9 мая в 7:30 утра. Сразу же за плотиной заканчивается город и начинается Удмурсткая республика. Здесь уже можно переводить часы: время в Удмуртии отличается от уральского на час «в минус», от московского, соответственно, на час «в плюс». И сразу попадаем на очень интересный участок дороги, где на 40 км пути — 39 поворотов почти на 90 градусов каждый! Кругом — лес, а участки вдоль самой дороги заболочены.

Воткинское водохранилище Удмуртия

А потом Роман сворачивает на известную ему грунтовку, позволяющую «срезать» приличный кусочек пути, объехав вокруг Ижевска. И пока наш могучий Ford Ranger несется по этой грунтовке, оставляя за собою огромный хвост пыли, обратимся к карте и опишем маршрут, которым в тот день предполагали мы следовать.

Итак, если вы не хотите сбиться с пути, то из Чайковского в Тольятти вам лучше ехать по оживленным трассам. Тогда путь ваш будет пролегать через Воткинск, Ижевск и Можгу на Менделеевск. После Менделеевска вы пересечете по мосту Каму и проскочите «по краешку» Набережные Челны. Далее возможны, как минимум, два «основных» варианта. Первый: Челны – Нижнекамск – Чистополь – Димитровград – Тольятти. Второй: Челны – Заинск – Альметьевск – Бугульма – выезд на трассу М5 – по М5 в сторону Самары – поворот на Тольятти. «Промежуточных» вариантов — масса, но все они связаны со «срезанием» пути по второстепенным дорогам, а значит сопряжены с риском где-нибудь свернуть «не туда». Но мы рискнули.

Дорога Ford Ranger

Дорогу до Набережных Челнов Рома знал отлично, а потому до них мы доехали быстро. Как я уже писал выше, в Воткинск мы не поехали, свернули на грунтовку. Проехали через село Завьялово и вышли на трассу Ижевск – Можга уже за Ижевском. С этой трассы ушли на Агрыз, где начинается республика Татарстан. Оттуда — через Терси на Менделеевск и в Челны. Кстати, раньше в Челнах за проезд по мосту через Каму брали 30 рублей. Теперь на будочках-«кассах» висят объявления о том, что проезд бесплатный, а в будочках, соответственно, никто не дежурит.

Миновав родину КАМАЗов, решаем ехать так: Заинск – Русский Акташ – Нурлат – Кошки – Елховка – Мирный – Тольятти. Тем более, что года три назад я ездил этим путем (через Нурлат) из Чайковского в Самару и никаких трудностей не встретил. Только в самом Нурлате в виду отсутствия указателей пришлось искать выезд при помощи местных жителей. Идем на Нурлат.

Проезжаем Заинск, перед Русским Акташем уходим направо. И через сколько-то там километров пути понимаем, что... заблудились. Вокруг — поросшие лесом холмы, под нами — отличная асфальтированная дорога, вдоль дороги — нефтекачалки да нефтекачалки. И — ни одного указателя, ни одного населенного пункта, ни одного человека! Зато мы увидели сурков...

Дорога проходила так, что справа от нас был «склон вверх», а слева — «склон вниз». И вот на правом склоне краем глаза заметил я довольно толстого симпатичного зверя, который лежал на камне и наблюдал за дорогой. Показалось? Но через несколько метров мы увидели еще одного, потом еще. Азарт фотоохотника заставил нажать на тормоз. Заглушив мотор, мы услышали пересвистывание сурков, а, подойдя к обочине, увидели внизу, на склоне и в поле, их самих. Пофотографировали, отвлеклись немного от дум об ориентировании и двинулись дальше. И уже вскоре въехали в необозначенную на карте и неотмеченную указателем деревню, где от местных жителей с удивлением узнали, что находимся недалеко от... Лениногорска! Да уж, срезали...

Сурок Сурок Сурок

Ехать отсюда в Нурлат было бы глупо. Мы выехали к Лениногорску и взяли курс на Бугульму. Затем вышли на трассу М5 в районе Бавлов. Потом поняли, что этот выезд не был для нас оптимальным. От Бугульмы мы двигались по указателям на Оренбург, а надо было — на Уральск: тогда на М5 мы вышли бы в Оренбургской области, километров на 70 ближе к Самаре. Кстати, подъезжая к трассе, видели вдоль дороги множество сусликов, но останавливаться не стали. Звери эти мелкие, гораздо более шустрые и беспокойные, нежели сурки. Сфотографировать их, я думаю, было бы гораздо сложнее, а мы уже торопились.

В общем, день двигался к вечеру, мы двигались к Самаре. Федеральная трасса М5 по состоянию своему даже рядом не стояла с проселочными дорогами Татарстана. Она была гораздо, гораздо хуже! Плотное, несмотря на праздничный день, движение, разбитый асфальт, местами — знаки ограничения скорости «40» и запрет обгонов. И, разумеется, обилие ДПС-ников. Так что ехали мы по М5 долго и нудно. Но вот, наконец, пройден Красный Яр, и, не доезжая немного до Самары, мы сворачиваем по указателям на Москву. До цели нашего путешествия, славного города Тольятти, остается 60 километров!

Стоит немного рассказать о погоде. Как я уже писал, утром в Чайковском было холодно, днем же по ходу нашего движения все теплело и теплело. Когда фотографировали сурков в Татарстане, было, по ощущениям, градусов 15, а когда под вечер остановились возле кафе в Самарсокй области — так и все 20. Солнце же ярко светило весь день. Но только мы свернули с М5 к Тольятти, как небо заволокло тучами. Подул сильный ветер, а потом вдарил ливень. И к городу автостроителей мы подъезжали в темноте и под проливным дождем.

Дорога Дорога

Закончился этот дождь, однако, так же резко и неожиданно, как начался. К гостинице мы подкатили уже снова при солнечном свете. Часы в тот момент показывали 20.30, а на одометре было 830 км дневного пробега. И вот, оформившись в гостинице и немного отдохнув, мы отправились в ближайшее кафе, дабы отпраздновать День Победы и наше прибытие в Тольятти. А вот пойти смотреть праздничный салют сил уже не хватило...

Ну, а следующим утром нас ждали и работа, и отдых, и общение с друзьями. Об этом — на следующей странице.


PS  Фотодневник поездки


К списку статей


© Дмитрий Анисимов

 
Rambler's Top100               
главная дороги привалы разное